О причинах вспышек опасной инфекции, симптомах и методах защиты рассказывают специалисты
В последнее время в России зафиксированы вспышки опасного заболевания: менингита. Это инфекционное воспаление оболочек головного и спинного мозга, зачастую приводящее к серьезным осложнениям: глухоте, эпилепсии, проблемам с умственным развитием у детей, а в тяжелых случаях — и к летальному исходу.
В зоне риска – люди со сниженным иммунитетом, дети и старики. Чем обусловлены вспышки менингита в различных регионах России, можно ли предупредить заболевание, на какие симптомы следует обратить внимание, каковы наиболее эффективные меры профилактики – на эти и другие вопросы нам ответили специалисты: доктор медицинских наук педиатр-иммунолог Андрей Петрович Продеус и главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ доктор медицинских наук Елена Юрьевна Малинникова.
— Андрей Петрович, могут ли локальные вспышки привести к эпидемии менингита в России?
А.П.: В нашей стране эта инфекция достаточно хорошо контролируется, но, тем не менее, время от времени локальные вспышки менингококковой инфекции наблюдаются. Были такие вспышки и в 2013, и в 2017 году, но за рамки не выходили. Пока что все под контролем, и паники, что менингококк завоюет наш страну — нет. Есть страны, где статистика по заболеваемости в десятки раз выше, чем у нас.
Риск
— Что способствует возникновению вспышки?
А.П.: Большие скопления людей. Меня в свое время поразило, что, допустим, в Саудовской Аравии люди не имеют права приехать в страну и пойти на хадж без менингококковой вакцинации, потому что там знают, что это — тяжелейшее заболевание, перед которым люди очень уязвимы. Да и во многих странах мира ты даже не поступишь в университет, если не вакцинирован.
— Кто наиболее уязвим перед этой инфекцией?
Е.М.: По данным Роспотребнадзора, в допандемийном периоде дети тяжелыми генерализованными формами болели в шесть раз чаще, чем взрослые.
А.П.: Основная группа риска — это маленькие дети до двух лет, подростки и молодые люди, которые идут в колледжи, университеты, армию, где живут в больших коллективах и тесном контакте, и пожилые. Среди детей младшего возраста статистика неутешительна и зависит от скорости постановки диагноза. К сожалению, примерно 15-20 процентов детей с генерализованными формами имеет самые тяжелые последствия, и до 50 процентов детей становятся инвалидами. Потому что развитие генерализованной формы инфекционного процесса протекает очень быстро и с настолько тяжелыми последствиями, что, даже зная диагноз, ты фактически будешь иметь проблему. Именно поэтому была и введена вакцинация. А я напомню, что вакцинация нужна, если нет эффективного лечения или заболевание настолько серьезное, что даже при постановке диагноза эффективное лечение его представляет сложности.
Вакцинация
— Вакцинация сможет решить проблему?
А.П.: Вакцина тут тоже не панацея, поскольку имеет свои временные ограничения. Люди забывают, что однократная вакцинация не вечна. Максимальный период времени, когда в вакцине можно быть уверенным — десять лет, поэтому и рекомендуется ревакцинироваться, особенно в период, который является наиболее вероятным для заражения.
Е.М.: Универсальной вакцины, которая бы защищала от всех видов этой инфекции, нет. И не только у нас, но и во всем мире. Поэтому защита должна быть сочетанная: вакцинация и неспецифическая профилактика. Кстати, еще во времена пандемии мы говорили о том, что пройдет ковид — и активируется очень много бактериальных и вирусных инфекций, поскольку мы всегда говорим о том, что иммунитет надо тренировать, а отсутствие циркуляции вируса снижает нашу защиту.
Коварство
— Легко ли заразиться этой инфекцией?
А. П.: Это очень интересная бактерия, которая живет не в клетке, а на клетке, образуя микроколонию. И здесь уже многое зависит от взаимодействия иммунитета и менингококка: сможет ли он прорвать оборону и вызвать системное заболевание? Когда инфекция попадает на слизистую носоглотки, ситуация может развиваться по-разному: один перенесет легко, а у другого может случиться генерализованная менингококковая инфекция — то есть, менингит. Эта болезнь очень коварна, поскольку человек может быть ее носителем — и даже не знать об этом. И вот те люди, которые переносят болезнь легко, считаются самыми опасными носителями. Особенно заразными они являются в первые 24 часа заболевания, когда еще ведут активный образ жизни и пересекаются с большим количеством людей. А распространяется болезнь воздушно-капельным путем.
Е.М.: Инкубационный период длится от двух до десяти дней, но это не значит, что в этот период вы будете себя плохо чувствовать. Это период, когда клинических проявлений еще нет, а инфекция уже есть. Организм или избавится от инфекции — и ничего не случится, или инфекция разовьется, и тогда начнутся клинические проявления. Большинство людей справляется с инфекцией, но есть группы с определенными иммунодефицитами (нарушение иммунной защиты, нарушение слизистой, стрессовые ситуации), которые заболеют. Нас спасает не только то, что не все заболевшие имеют тяжелую клиническую картину, но и то, что менингококк сам по себе не очень устойчив в окружающей среде, и оказавшись вне организма, быстро погибает.
Симптомы
— По каким симптомам можно определить развитие менингита?
А.П.: Сложность состоит в том, что очень много заболеваний, включая корь и менингит, начинаются с респираторных проявлений. А по насморку, как вы понимаете, определить менингит невозможно.
Е.М.: Эта инфекция, в отличие от других, может развиваться молниеносно, особенно у пациентов с определенным иммунодефицитом или генетической предрасположенностью. Поэтому человек иногда даже не успевает сообразить, что нужно обратиться к врачу, как у него уже могут быть выражены такие признаки, как сильнейшие головные и мышечные боли, проявление геморрагической сыпи (при менингите она начинается с маленьких розовых пятен или синих пятен звездчатой формы и быстро увеличивается в количестве и диаметре, становясь багрового цвета; чаще всего эта сыпь возникает на ягодицах, ногах, руках. – Прим.авт.). Поэтому родители должны очень хорошо своих детей просматривать.
А.П.: Еще для менингита, как и для кори, характерна светобоязнь, а также спазмы затылочных мышц. У пациента с развивающимся менингитом мышцы настолько спазмированы, что он не может прижать подбородок к груди, и для него очень характерна поза с запрокинутой головой. Это практически гарантия того, что у пациента – менингит, и требуется срочная госпитализация. Самое неприятное, что практически 50 процентов госпитализаций в детском возрасте напрямую идут в отделение интенсивной терапии и реанимации. Поэтому еще раз нужно сказать о том, что необходима защита, потому что даже при том, что есть лечение, инфекция развивается так быстро, что ты просто можешь не успеть полечиться.
Профилактика
— Елена Юрьевна, вы сказали о том, что кроме вакцинации, существуют неспецифические меры профилактики. Расскажите о них подробнее.
Е.М.: Инфекция передается воздушно-капельным путем при очень близком контакте: при объятиях, через поцелуи, общую посуду. Мне очень не нравится, когда я наблюдаю такое поведение в подростковых коллективах. Задача родителей — воспитать в своих детях культуру личной гигиены и личных границ.
А.П.: Я не поклонник масок, но в их защиту скажу, что, во-первых, если человек будет в маске, то ни у кого не возникнет желания с ним обниматься. А во-вторых, маска эффективна, если она надета на человека, у которого есть даже минимальная клиническая симптоматика — тот же насморк. В таких случаях он защищает других людей от возможного заражения. Заботиться нужно не только о себе, но и об окружающих людях, и тогда никакие вспышки нам не будут страшны.
Елена Соколова