Знаменитое произведение писателей-фантастов Стругацких «Трудно быть Богом» попало в руки режиссера Алексей Германа очень давно – в 1964 году. Именно в тот период, когда он познакомился со своей будущей супругой Светланой Кармалитой. И жена стала единомышленницей – они вместе загорелись идеей экранизировать книгу.
Казалось, что все и все вдруг ополчились против них: сценарий оказался плохим и его пришлось переделывать, в Чехии, где должны были начаться съемки, началась политическая неразбериха, перманентно не хватало средств, а в какой-то момент книгу и вовсе запретили…Уж слишком в ней откровенно читался протест против существующего режима…И лишь в 2000 году Герман приступил к съемкам фильма всей своей жизни, который оказался последним его посланием людям…4 февраля 2014 года первые зрители увидели картину «Трудно быть Богом». Премьеру назначили в бывшем театре имени Гоголя, а ныне «Гоголь-центре».
Гости
В фойе отсутствовала традиционная красная дорожка, но атмосфера была самая праздничная и торжественная. В ноябре прошлого года картину впервые показали в рамках Римского кинофестиваля, где вокруг нее образовался страшный ажиотаж. А вот в Москве посмотреть отечественную картину, ставшую сенсацией за рубежом, пришли элитные зрители. Одними из первых в «Гоголь-центр» пожаловали Михаил Ефремов и Гарик Сукачев – друзья Леонида Ярмольника, который в фильме сыграл главного героя, дона Румату. Втроем они отправились к театральному бару, где вели неторопливую беседу. Ефремов, чтобы не выходить из амплуа человека «навеселе», сделал несколько глотков виски, и поставил стакан в сторону. Сукачев же, прибывший на премьеру за рулем собственного автомобиля, пил только кофе. Леонид Ярмольник, на днях разменявший седьмой десяток, по-мальчишески шутил:
— С утра я думал, что здесь все-таки будет какой-то прикол, мы же в «Гоголь-центре». Неужели не увидим тут «Вия»?
Монумент
«Гоголь-центр», видимо, начинается с буфета – именно сюда стекались именитые гости: актеры Андрей Фомин и Владимир Пермяков, исполнитель роли Будаха Евгений Герчаков, мужскую компанию «разбавила» очаровательная Наталья Мотева, сыгравшая в фильме Ари. Пришел именитый актер и режиссер Андрей Смирнов – отец Дуни Смирновой. Не пропустил важное культурное событие музыкальный критик Артемий Троицкий, который, кстати говоря, уже видел эту картину.
— «Трудно быть Богом» — это невероятной силы фильм, настоящее событие в истории кино, — сказал Троицкий.
Гостей встречал театральный режиссер и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, предоставивший зал для показа фильма Германа, а вместе с ним критик, он же куратор программы «Гоголь-кино» Стас Тыркин.
— Это, скорее, не традиционный фильм, а тектоническая живописная фреска, это кино, которого не было раньше и которого не будет уже в будущем,- сказал Стас Тыркин. — Мы переносим работы из контекста рынка в контекст искусства, потому премьера прекрасного кино состоялась не в обычном кинотеатре, а в театральном центре. Этот фильм – монумент великому русскому, советскому, авторскому кино. Горько, что Алексей Юрьевич не дожил до этой премьеры.
Как кропотливо создавался Богом мир, так и Герман трудился над своим черно-белым полотном. Доделать картину и донести ее до зрителя помогли его супруга и соавтор сценария Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший.
Творцы
Вдова и соратница великого режиссера Светлана Кармалита была немногословна. Она рассказала лишь о некоторых нюансах работы над картиной:
— Трехчасовой фильм распадается на две половины. В первые полтора часа вам кажется, что ничего не происходит, герой ничего не делает, и вообще скучновато. И вы будете абсолютно правы! Ну, а что же нужно было делать Румате, прибывшему в Средневековье из другого времени и получившему приказ ни во что не вмешиваться? Леша ненавидел голые истории. Он ненавидел, когда рассказывают о герое, лишенном окружения и пристрастий. Поэтому первую половину картины построили из окружения Руматы, из того, чем он и как жил ежедневно. И только во второй половине, когда появляется черный орден, что-то начинает происходить, что непременно должно повлиять на душу и нравственность человека.
Светлана уверена, что для тех, кто не поймет, для чего была сделана первая половины картины, бессмысленной останется и вторая…
Перед началом показа на сцену вышли люди, которые бок о бок работали с Алексеем Германом. Но это была лишь часть огромной съемочной группы, в которой каждый, без исключения, жил идеей сделать этот фильм, которые посвятили этому 15 лет своей жизни…
— Конечно, на этой сцене должен был стоять не я, а Алексей Юрьевич, – сказал продюсер картины Виктор Извеков. – Человек и режиссер, которого мы безмерно уважали, боготворили. Он создал нам крепкий утес в безбрежном море массовой продукции. Люди у него не просто работали, и уж тем более – не зарабатывали, а творили настоящее искусство. Мы все это четко понимали.
«Трудно быть зрителем», — написал итальянский писатель Умберто Эко, посмотрев фильм российского режиссера. И Леонид Ярмольник перед началом премьеры посоветовал собравшимся «пристегнуть ремни и удачно погрузиться». И зрители погрузились – в мрачное Средневековье, где дон Румата ищет ответы на главные вопросы жизни. Как искал их Герман. Как должен искать каждый.
Ольга Артемьева