Сегодня я хочу положить начало разговору на очень болезненную, даже опасную тему. Ее, от греха подальше, всегда замалчивают, обходят стороной. Но проблем от этого не становится меньше. Они зреют в недрах человеческого сознания и все чаще выплескиваются наружу. Я говорю о межнациональных отношениях, о ситуации, складывающейся в нашем регионе. К чему может привести наше молчание, наше бездействие? Что нас ожидает уже в ближайшем будущем?
Люди нашего поколения воспитывались в духе интернационализма. Мы жили в единой семье братских народов и искренне верили в нерушимость нашей дружбы. Давно уже нет той великой страны, а между некогда братскими народами то и дело вспыхивают братоубийственные конфликты. И это сегодняшние реалии. С этим мы должны жить.
Вместо интернационализма на наших национальных окраинах культивируется политика крайнего национализма. Из просторной коммуналки народы расселились по крохотным национальным квартиркам, затаив обиду на бывших друзей и соседей. Все хорошее быстро забывается. А новые поколения, выросшие на Кавказе и в Закавказье, в республиках Средней Азии, и вовсе были лишены положительного опыта межнационального общения. Они не знали радостей наших общих побед, не испытывали гордости за наши общие достижения, пустым звуком являются для них имена наших героев, великих писателей, композиторов, живописцев.
Надо признать, что жители российских окраин и ряда бывших союзных республик за последние двадцать лет вдоволь хлебнули лиха. Войны, разруха, отсутствие работы и каких-либо перспектив толкают миллионы людей на переезд в более благополучную Россию. Тем более, что здесь всегда нужны рабочие руки, а местные жители относятся к приезжим вполне терпимо и с пониманием.
Да, так было много лет. Было. Теперь отношение к приезжим начинает стремительно меняться. К сожалению, не в лучшую сторону. Недовольство коренного населения российских регионов все чаще прорывается наружу. До открытых конфликтов с южанами пока доходит редко, да и сама эта тема, можно сказать, запретная. Но кажущееся спокойствие висит на волоске. Стоит только дать толчок, разогреть ситуацию,… и она выйдет из-под контроля. Вот поэтому и стоит пока не поздно об этом говорить, стоит принимать меры к снятию напряженности в обществе. Так откуда же возникла эта напряженность?
Я уже говорил, что от хорошей жизни из родных мест в чужие края не поедешь. Приезжие с юга устраиваются на работу, снимают или обзаводятся собственным жильем. Затем к ним перебираются родственники, а вслед за ними устремляются и их близкие.
Численность многих национальных землячеств растет в нашем регионе в геометрической прогрессии. И вот уже на рынках, в магазинах и во дворах мы слышим чужую речь, видим людей в национальных одеждах. В Твери уже есть целые дома, и даже районы, заселенные преимущественно выходцами с Кавказа. В некоторых классах наших школ представители титульной нации уже составляют меньшинство.
Что же здесь плохого, спросите вы? Может быть, и ничего. Я прекрасно отношусь к детям. Ко всем детям. Но складывающаяся демографическая обстановка меня все больше беспокоит. Да, мне не нравится, когда в маршрутном такси на всю громкость звучит восточная музыка. Мне не нравится, когда здоровые брюнеты откровенно хамят нашим женщинам. Мне не нравится, когда приезжие не считаются с мнением местных жителей, когда проявляют неуважение к нашим традициям, к нашей культуре и к нашим святыням.
Беда в том, что гости с юга, правдами и неправдами обретшие приют на нашей земле, не желают врастать в наше общество, растворяться в нем. Они пришли в чужой монастырь со своим укладом, со своими понятиями об отношениях в обществе, со своей непонятной нам культурой. Они живут своими анклавами, своим миром, постепенно и неустанно расширяя свое присутствие здесь и свое влияние.
В результате мы имеем полностью подконтрольные этническим группировкам сферы торговли и услуг, рынки и развалы, и многое другое. Там свои законы и свои понятия. И нам там делать нечего. Велика и криминальная составляющая выходцев с юга. Впрочем, об этом отдельная песня.
Печально, что все чаще вспыхивают стычки и разногласия между коренным населением и приезжими на бытовом уровне. И, как правило, наши гости сами провоцируют своим поведением недовольство граждан. Недавно я стал свидетелем очень характерной, показательной сцены. Пожилая женщина сделала замечание мальчику-нацмену. В ответ тот обругал старушку и добавил: «Скоро нас здесь будет больше, чем вас, и мы вас всегда отсюда выгоним. Все здесь будет наше!» А ведь это не плод воспаленного воображения ребенка. Значит, такие разговоры ведутся в его семье, среди знакомых его родителей. И вот это действительно страшно!
Копится раздражение, копятся обиды. Процесс этот обоюдный. Нет-нет, да и вспыхнет драка между русскими и кавказцами. В милиции такие потасовки бездумно относят к разряду обыкновенного хулиганства. А ведь все гораздо глубже. Хотя и хулиганства тоже хватает, причем с обеих сторон. Но вот недавно в поселке Сахарово несколько кавказцев напали на возвращавшегося домой спецназовца. Другого парня толпа брюнетов держала в настоящей осаде за дверями магазина несколько часов. Об этом, кстати, вы можете прочитать в материале на четвертой странице. Думаю, они не просто вступились за своего. Это уже демонстрация силы. Это вызов нашему обществу. Недавно мы уже писали о разнузданном поведении прибывших из Москвы южан на детском турнире по борьбе в поселке Новозавидовский. Там едва все не кончилось массовой дракой и резней.
Ползучая экспансия очень опасна. Франция, да и вся Западная Европа, уже по уши влипли, заигрывая с мигрантами. Теперь там уличные бои и массовое сожжение машин. В благополучной Швейцарии запрещают строить минареты. Не поздно ли спохватились? Горький опыт Косово подсказывает, что вопросы миграции надо решать комплексно, продуманно, оценивая возможные последствия. Нужно не только лимитировать приток гастарбайтеров, но и провести тщательную ревизию всех переселенцев за последние двадцать лет. Насколько обоснованно они здесь прописались, чем занимаются и проч. Уверен, что возникнет немало вопросов к сотрудникам паспортных столов, помогавшим небескорыстно в оформлении прописки некоторым нашим гостям.
Хочу подчеркнуть: я очень уважительно отношусь к представителям всех наций, проживающих на территории нашего региона. Среди моих друзей есть чеченцы, азербайджанцы, армяне, грузины, киргизы… Умные, прекрасные люди. Но согласитесь, миграционная политика должна быть строго контролируемой и вестись в цивилизованных рамках. Переселенцы с юга должны ассимилироваться с местным населением, принимая и перенимая его традиции и культурные ценности, привнося в нашу жизнь лучшее из культурного наследия своей нации. А создание на территории титульного населения национальных анклавов, обособление и демонстрация пренебрежения к коренному населению приведет лишь к серьезному противостоянию с печальными последствиями.
Понимают ли наши гости, что ужиться мы сможем только при полном взаимоуважении, добрососедстве и открытости. Ведь даже у очень тяжелых на подъем и не всегда дружных хозяев терпение может лопнуть. Как говорил кот Леопольд, "ребята, давайте жить дружно".