Эта история произошла в универмаге "Тверь", называемом в народе "Бастилией", что находится в районе Центрального рынка. На четвертом этаже универмага расположен отдел федеральной миграционной службы. У окошка регистратора часто скапливается небольшая очередь. Тверичанин Игорь Крищук стал свидетелем следующей сцены. Внезапно в помещении появился кавказец. Окинув взглядом очередь и мгновенно сообразив, что стоять придется долго, нагло попер к окошку, расталкивая женщин, среди которых были и старушки. Те пытались призвать хулигана к порядку, но тот лишь поливал их площадной бранью. Как назло мужчин, способных урезонить хулигана, в помещении не было, кроме… Игоря Крищука.
Будучи хорошо воспитан, Игорь обратился к непрошенному гостю со словами: "Уважаемый, не хамите!"
А дальше, по рассказу Игоря, произошло следующее.
— На мое замечание кавказец отреагировал агрессивно. Он стал орать на все помещение матом. Причем, не только на меня, но и на всех вообще. Я не мог понять, что вызвало такую его злость…
Обстановка накалялась. Как ни в чем не бывало, хулиган продолжал отпихивать стоявшую рядом женщину и совать в окошко свои бумаги.
— Больше терпеть такого хамства я не мог, — продолжает Игорь Крищук. — Схватил этого наглеца за плечи и буквально вытащил его из очереди…
Очевидно, поняв, что здесь на него есть управа, кавказец зло прошипел: "Сэйчас я сваих пазаву, оны тэбэ пакажут! Мы это нэ пращаем!" И двинулся к выходу.
Осада
Спустившись через какое-то время вниз, Игорь увидел через стекло, что у входа в универмаг стоит тот самый южанин. Он названивал по мобильнику, а рядом — еще трое его земляков. Увидев появившегося было в дверях Игоря, все четверо что-то загалдели, стали манить его пальцами.
— Конечно, выйти к ним на верную расправу я не решился, — продолжает Игорь. — В этот момент мое поведение, а также стоявшие на улице кавказцы привлекли внимание охранников универмага. Они подошли ко мне и поинтересовались, в чем дело. Тут же рядом появились две-три женщины, спустившиеся из отдела ФМС, которые и объяснили охране суть конфликта.
Но охранники только посочувствовали, объяснив, что отвечают лишь за порядок в универмаге, но не за то, что происходит на улице. К несчастью, у Игоря не было с собой телефона.
Несколько часов Игорь Крищук просидел в универмаге. Только там он чувствовал себя в безопасности — под защитой охранников. Толпа же кавказцев, человек в десять, бдительно охраняла выход. Одна из женщин протянула Игорю свой телефон, предложив позвонить в милицию.
— Я набрал номер, — вспоминает Игорь, — но дежурный мне объяснил, что милиция реагирует только на преступления или правонарушения. А поскольку фактически ничего подобного не совершено, вмешиваться в словесный конфликт не может. Поняв, что от милиции и охраны толку мало, Крищук решил обзванивать своих друзей и знакомых.
Защитники
Между тем, число кавказцев у входа в магазин продолжало увеличиваться.
— Когда мне позвонил Игорь и рассказал о случившемся, я сразу понял, что с такими вещами шутить нельзя, — рассказывает друг Крищука, Александр Цветков. — Я стал звонить нашим общим друзьям, просил всех, кто может, прибыть к универмагу и проводить Игоря до дома.
Молодые люди, побросав свои дела, кто на такси, кто бегом, устремились к универмагу. Вскоре у входа в "Бастилию" появились Александр, Максим, Дмитрий, Андрей, потом еще несколько ребят. Их мобильники непрестанно звонили — другие парни говорили, что они уже на подходе, интересовались обстановкой.
Дело грозило принять нешуточный оборот. К счастью, кавказцы, почувствовав численный перевес русских, ретировались.
Итак, бойни и расправы удалось избежать. Но не благодаря тем, кто должен охранять порядок и защищать людей. Что же касается милиции, нам было интересно услышать и ее комментарий. Сотрудница пресс-службы УВД по Тверской области Наталья Баранова, которую мы попросили прокомментировать эту ситуацию, считает, что формально милиция права.
— Милиция должна принимать меры по факту уже совершенного правонарушения, — рассказывает она. — Есть преступление — милиция реагирует. Хотя с человеческой точки зрения это, возможно, выглядит иначе, но ведь законы пишет не милиция — она их исполняет…
А на вопрос о профилактике преступлений, Наталья Баранова ответила, что эта работа входит в обязанности каждого структурного подразделения органов внутренних дел. Однако, тут в основном бумажная работа, например, работа с так называемыми литерными делами, которые ведет каждая милицейская служба.
Итак, на помощь в подобной ситуации на милицию можно не рассчитывать. Но что же тогда остается гражданам? Самосуд?
Георгий Брянский