Юрий Куклачев сходу огорошивает вопросом: «Знаете, зачем Бог створил кошку? Чтобы было, на ком упражняться в милосердии!»
Мы встретились с главным «кошатником» страны Юрием Куклачевым накануне его 65-летнего юбилея. И эта цифра, признаемся, никак не вяжется с самим юбиляром — активным, целеустремленным, да еще и выделывающим потрясающие трюки на сцене вместе со своими пушистыми артистами.
— Юрий Дмитриевич, как будете отмечать юбилей?
— В кругу семьи. Именно 12 апреля, когда я родился, отпраздновать не получится, поэтому еще будем решать, когда нам всем собраться. Я не устраиваю каких-то пышных торжеств по этому поводу — не хочу лишний раз напоминать себе же про свой возраст.
— Вы его ощущаете?
— Возраст – это цифра в паспорте. Я по-прежнему активен, выступаю в своем театре, много гастролирую. Я и сейчас могу стоять на одной руке! И вот в чем парадокс: если я сбавляю темп, сбавляю нагрузки — я начинаю болеть…
— После напряженной работы как отдыхаете?
— Стараюсь уехать в лес. Очень люблю грибы собирать. В Израиле, когда мы были там на гастролях, тоже не упустил случая. Там есть холмы, покрытые лесом, грибов после дождя – тьма: маслята, вешки… Но за грибами там ходят только русские, и на нас смотрели, как на больных. Местные не знают, что это такое – ходить за грибами, шампиньоны ведь можно и в магазине купить. Я собрал маслят, пожарил со сметаной — одно удовольствие!.. Еще рыбалку люблю — когда клюет. Но убивать рыбку мне жалко. Там, где присутствует насилие — это не для меня. Я с детства очень болезненно это воспринимаю.
Цель
— У вас день рождения – в День космонавтики, вы и сами «реактивный». Это врожденное свойство характера, или приобретенная черта?
— Все вместе, наверное. Главное – поставить цель и идти к ней. Если ты занимаешься любимым делом — у тебя все получится. Еще в семь лет я решил стать клоуном. Когда сказал об этом отцу, он меня поддержал: «Что ж, хорошо. Клоун — это очень хорошая профессия». У меня был замечательный отец! Он окончил четыре класса, но очень много читал, наизусть цитировал «Евгения Онегина»…
Когда я поступал в цирковое училище, то на экзамены пришел на костылях. Накануне, купаясь в реке, наступил на разбитую стеклянную банку, которую кто-то бросил в воду. Очевидно, я задел какой-то важный сосуд, потому что кровь хлынула ручьем. Врач, извлекший из ступни осколок, сказал: «С мечтой о цирке придется расстаться». Порез был настолько сильный, что у меня могла навсегда остаться хромота. Убеждали меня оставить эту затею с цирком и члены приемной комиссии. Они долго сомневались, брать меня или не брать. Но я все-таки стал студентом. Целый год делал специальную гимнастику. Боль была невыносимой, и я, спрятавшись ото всех, стонал, стиснув зубы. Но, в конце концов, болезнь отступила…
Дети
— Какого подарка вы ждете на юбилей?
— Главный подарок мне сделали мои дети – у меня пять внуков!
— Какой вы дедушка?
— Наверное, хороший… Но я редко вижу внуков — из-за гастролей…
— Ваши дети уже состоялись в профессии?
— Так получилось, что все трое что-то делают в театре. Дима давно уже выступает, у него свои программы, он – художественный руководитель нашего театра. Катя — художница, и она занимается оформлением наших спектаклей. А младший, Вова – артист балета. Он долгое время жил за рубежом, танцевал в известных театрах, а теперь вот вернулся в Россию. И мы сделали с ним спектакль «Волшебные краски», где соединили балет и… кошек.
— Вся ваша семья — в театре. Это тяжело, наверное — когда и дома, и на работе вы все вместе?
— Когда люди заняты одним любимым делом, они не устают друг от друга. А в таком театре, как наш, семейственность необходима. Люди, у которых одни взгляды, одни ценности, лучше понимают друг друга. Да и без любви к кошкам тут никак нельзя — животные же все чувствуют…
Начальник
— Вы требовательный начальник?
— Да, я требователен – и к себе, и к другим. Поэтому у нас все идет нормально. По-другому нельзя. Будешь расслабляться – все развалится. Для меня девизом является пословица: «Тот, кто хочет чего-то добиться — находит способ, а кто не хочет – ищет причину».
— А дома у вас есть кошки?
— Да, сейчас у меня десять кошек, взял еще новых. Репетируем.
— А как вы относитесь к защитникам животных, которые вас критикуют?
— Эти статьи об «издевательствах» стали появляться, когда у нас пытались отобрать театр. При помощи журналистов здание свое мы отстояли – вот тогда и стали появляться эти заказные материалы. В Европе я всегда прикладываю много сил, объясняя «зеленым», как мы работаем с животными. Мы показываем, как живут наши кошки, как мы репетируем, в итоге там мне никто не запрещает работать. Когда мы работали в Америке, через несколько дней после начала гастролей к нам пришла комиссия «Общества Зеленых» из 25 человек, чтобы проверить: не издеваются ли эти русские над животными? Однако увидев, что в доме, где импресарио поселили артистов, весь первый этаж отдан гуляющим сами по себе кошкам, и у них даже есть отдельные комнаты для «девочек» и «мальчиков» — защитники фауны только руками развели от удивления. Им не к чему было придраться!
Дружба
— Юрий Дмитриевич, как вам удается найти общий язык с таким гордым и независимым животным, как кошка?
— Очень просто: я их люблю. А когда искренне любишь — тебе отвечают взаимностью. Нужны только внимание и ласка.
— Трудно постичь кошачью психологию?
— В общем-то, сложно. Очень сложно. Кошек надо любить, играть с ними. Я использую и учитываю все, что дала им природа — не ломаю и не перековываю их характер, не играю на слабостях. Почти у каждой кошки в характере, в поведении есть что-то, что можно раскрыть и обыграть – это своего рода амплуа. Кошка сама мне это подсказывает. Они очень чувствительны. Одно прикосновение – и уже мурчит. А начинается наше общение с игры. Кошка ничего не делает случайно. Если она занимается чем-то с наибольшим удовольствием — то это и нужно закрепить при помощи определенных приемов и занятий.
— А охотничий инстинкт у кошек дело не портит?
— Однажды с нами произошла забавная история. Мы приехали на гастроли, открыли ящик с продуктами, а там — мыши. Я взял самого большого кота и в ящик посадил. Кот увидел какие-то маленькие серые комочки и… испугался! Посадили другого. Он стал лапкой играть с мышами. И они его покусали! Кот не выдержал, убежал. Я был в растерянности. Тогда наш рабочий по уходу за животными принес самого грозного сиамского кота — Наполеона. Он как только увидел мышей — вырвался из рук, и в считанные секунды разделался с ними – только хвостики из пасти торчали! После этого случая Наполеон в моих глазах вырос. Но в целом мои кошки – «интеллигенты», хотя становится и смешно, и грустно от того, что главный инстинкт у них притуплен…
— В вашей труппе есть и кошки, и собаки. Как они уживаются?
— Они очень дружат. Собаки с кошками вообще прекрасно живут вместе.
Предположим, собака бежит за кошкой. Та с испуга удирает. Выдающийся натуралист Брем назвал в этой связи кошку «мастерским творением природы». Спасаясь от преследователя, она способна развивать скорость до 20 километров в час. Правда, на коротких дистанциях — до первого дерева или забора. Но если во время гонки кошка остановится — драться они никогда не будут.
Доброта
— А правда, что у вас в театре «играют» 120 кошек?
— Уже 200!
— О чем мечтаете сегодня? К чему стремитесь?
— Самое приятное для меня — когда ко мне подходят дети и благодарят за мои книжки «Уроки доброты». Если ребенок прочитал одну — он потом читает вторую, третью… Взрослые, конечно, могут говорить: «Куклачев – не писатель!» А дети читают, не отрываясь, потому что я говорю с ними — на их языке – о самом важном: о доброте и добрых поступках. И оказалось, что я нужен детям. Меня это тронуло… А теперь с «Уроками доброты» я стал ездить в детские колонии, ведь там совсем дети еще находятся, им всего по 11-18 лет, а у них уже срок по шесть-восемь лет… Мне очень хочется помочь этим мальчикам и девочкам. Я уверен, что доброта, которая идет от сердца, может творить чудеса…
Ирина Васильчикова