Нынешний год объявлен Годом Культуры, а это значит, что накопилось множество проблем, которые, наконец, необходимо решать.
Надо сразу сказать, что и Тверь, и тем более губерния, очень многое растеряли за последние 20 лет.
Суть главной проблемы в культуре сегодня в преобладании коммерческо-потребительского подхода над творческо-созидательным. Все за деньги – и кружки, и коллективы, и студии, и всякое обучение, а если денег нет, то только богатые имеют возможность культурно себя обогащать, но, как правило, именно среди бедных наибольшее число талантов. Деньги заставили сменить в культуре традиционное жанровое многообразие и само ее содержание. На смену настоящего искусства масс – хоров, русских народных оркестров, духовых оркестров, фольклорных ансамблей, различных ВИА и джазовых ансамблей пришел “тяжелый рок”, европопса, йога, экстравагантный танец, бесчисленные развлекательные шоу-конкурсы. Повсеместно засилье пошлятины, подражание безвкусным и низким образцам антикультуры собственного и зарубежного изготовления. Город и губернию заполонили эстрадные визитеры, подчас, весьма сомнительного вкуса.
К сожалению, культурно-массовая работа в области практически не финансируется. Денег хватает только на содержание аппарата, а потому и работа оставшихся чудом клубов и домов культуры (на местах) сводится к проведению символических “дней” — день пожилого человека, день молодого человека и т.д., на которые не выделяется ни копейки и которые заканчиваются “как всегда”… Само собой, разумеется, что к культуре эти мероприятия не имеют ни малейшего отношения. Необходимость замены околополитических тусовок на собственно культурное просвещение очевидны. Приходится признать, что ТВОРЧЕСТВО УШЛО ИЗ КУЛЬТУРЫ.
Творчество уходит, и культура подменяется подделкой под культуру там, где у руля сидят не творческие, не компетентные, случайные руководители и наоборот. Есть, правда, в губернии счастливое исключение – Калязинский район. В Калязине смогли добиться высочайшего уровня, торжества подлинной культуры, многообразия жанров. И ведь где-то достали и деньги, и прекрасных специалистов-профессионалов закрепили! И здесь самое время вспомнить о культурном потенциале, которым располагает областной центр. Три (!) учебных заведения культуры готовят профессиональные кадры для всех культурных нужд, но беда в том, что кадры-то эти, как правило, остаются не у дел, и уходят… в торговлю. Грамотная, обученная, творческая молодежь оказывается невостребованной: нет работы, нет приглашений, нет условий для реализации своих знаний и творческих способностей, а ведь было время, когда таких специалистов катастрофически не хватало. Вот проблема для власти, которая не может быть решена в одночасье. Это проблема и социальная, и политическая, и культурная, без решения которой нечего и ждать каких-либо свершений. Начать же нужно с преодоления повсеместного пренебрежительного и унизительного отношения к “работникам культуры”, возвращению уважительного статуса к их профессии, увеличения зарплаты, социальных услуг и т. д., и тогда они сделают трижды больше, чем положено, и не будут себя чувствовать изгоями в обществе.
Совершенно очевидный нравственно-моральный упадок нашего нынешнего общества говорит за то, что уже давно пора ОТТОЛКНУТЬСЯ ОТ ДНА и мало-помалу исправлять ситуацию. И здесь полумерами не отделаешься: нашим местным руководителям давно пора протереть очки, да понять, наконец, простую истину: культура это не культурное времяпрепровождение, это не отдых после трудового дня, это не привязанные к чему-то или кому-то мероприятия, требуется повседневная работа ума и сердца, творческое постижение действительности посредством непростого языка музыки, поэзии, цвета, живописи… И всему этому надо дать жизнь.
Начнем с областной академической филармонии. Творческий коллектив филармонии — это самое лучшее, чем располагает область в своих концертных возможностях. Здесь и хор, и струнный оркестр, вокалисты и инструменталисты. Беда филармонии в ее вынужденной привязанности к коммерции, принципу окупаемости, и, как следствие, зависимость от потребительских жанров, которые не являются академическими. Это лишает руководство маневра, заставляет идти на поводу массового “вкуса”, приспосабливаться, угождать принципу “рентабельности”. Сегодня во всей направленности концертной жизни губернии явно не хватает патриотической жилки, преданности попранным идеалам народности искусства…
Хочется остановиться на теме тверского фольклора, самого массового когда-то искусства, которое переживает сегодня не лучшие времена. А ведь еще 20-30 лет назад почти в каждой школе, училище, институте, различных предприятиях, не говоря уж о многочисленных ДК и Дворцах культуры, процветало и радовало всеми своими красками народное творчество. Сегодня наши дети не знают своих родных русских народных песен, а показательный опрос среди них дал результаты сокрушительные: большинство опрошенных школьников считают своими приоритетами… деньги и секс… Если сейчас не вернуть традиционному искусству его подобающее место, завтра пожнём содом, торжество разврата и полное разорение умов…
Возвращаясь к теме детского воспитания, не могу не обратить внимания на регрессивный процесс засорения детских программ обучения “попсовым” репертуаром, сбивками на чисто потребительские жанры. Это заметно и в общих школах, и в детских школах искусств. Такая практика — следствие резкого снижения общего уровня культуры, отхода от позитивных академических методик и традиционных форм воспитания. В сложившихся условиях необходимо добиваться ВОЗВРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КУЛЬТУРЕ, ПРЯМОГО И АКТИВНОГО УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТА И ЕГО СТРУКТУР В КУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ. Мы потеряли уже два поколения “потребителей”, посаженных на иглу ТВ-СМИ, и рискуем вообще лишиться всего и вся, если сегодня (завтра будет уже поздно) не попытаемся вернуться на круги своя, поставить заслон разрушителям общественного сознания, контролировать все процессы в искусстве и культуре.
Пришло время избавления от всего чуждого, наносного. Пора, наконец, отказаться от увлечения излишними конкурсами, что в психологическом плане всегда наносит травмы всем конкурсантам. Конкурсная система в основе своей порочна, ибо, как пресловутый ЕГЭ, подменяет естественный процесс обучения на показуху и притворство.
Время требует перемен, требует активных действий по возвращению культуры на круги своя: от безыдейщины и пошлятины к воспитанию и нравственности. И приоритет у работников культурной сферы должен быть один – служение Отечеству.
Владимир Успенский, композитор, член СК РФ