В советское время в Твери сложилась хорошая издательская школа. Достаточно посмотреть местную литературу на военно-историческую тему, чтобы убедиться в этом. Сборники «В пламени войны», «Память грозовых лет», «На правом фланге Московской битвы», документальная повесть Виктора Терещатова «900 дней в тылу врага», другие книги, выпущенные в разные годы калининским отделением издательства «Московский рабочий» отличались грамотной композицией и стилистикой, удачным полиграфическим исполнением. Некоторое время эти традиции продолжали Тверское областное книжно-журнальное издательство и издательство «Русская провинция». Они взыскательно относились к качеству рукописей. Не было проблем с литературным редактированием, художественным оформлением, корректурой, которая, как показывает практика, необходима даже самому опытному автору.
Сейчас ситуация иная. Авторов и издательств и расплодилось много. Заниматься написанием, составлением, изданием книг стали шоферы, водопроводчики, инженеры, учителя математики и представители прочих, не имеющих прежде отношения к писательству, журналистике и полиграфии профессий. Некоторым удается держать приличную издательскую «планку», но далеко не всем. Во многих издательствах отсутствуют квалифицированные литературные редакторы и корректуры. Процесс сводится лишь к тому, чтобы побыстрее набрать, сверстать текст, отпечатать книгу и получить прибыль. С точки зрения одного лишь бизнеса это, возможно, оправданно. Но с точки зрения издательской культуры это часто оборачивается огорчительным результатом.
Взять, к примеру, недавно вышедший солидный фолиант под названием «Тверской край в борьбе с фашизмом 1941-1945 гг.», подготовленный городским советом ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Взялся его листать и тут же обнаружил, что в середине книги перевернуты страницы 151,152, 153 и 154. Не знаю, распространяется сей «прокол» на весь тираж, или нет. Но если даже отпечатано с перевернутыми страницами небольшое количество экземпляров, все равно неприятно… Начал читать текст и тут же споткнулся уже о казенный стиль обращения к читателю (непонятно, правда, кто обращается к читателю — то ли совет ветеранов, то ли общественная редколлегия, то ли составитель Л.Н. Руденко). Начинается оно так: «Уважаемые читатели, представленная вам книга — часть недавней истории с 1941 по 1945 гг. Тверского края, которая сегодня на данный промежуток времени имеет особую судьбу. Неизвестно, сколько времени судьба будет несправедлива по отношению к истории Тверского края, но никогда и никому обмануть историю не удастся».
Ну, во-первых, «сегодня» и «на данный момент» есть, по-моему, одно и то же. Во-вторых, почему «имеет» именно «сегодня» и на «данный момент», Что, раньше «особой судьбы» не было? В-третьих, сразу и не разберешься, о какой истории идет речь. Ага, вот и разъяснение: «В первые месяцы Великой Отечественной войны обстановка на фронтах менялась так часто и так значимо, что доля стратегических результатов на тверской земле была несправедливо занижена». И вновь возникает повод для недоумения: разве «доля стратегических результатов» может зависеть от быстро меняющейся обстановки? Скорее, дело в чем-то другом. Не стану более утомлять читателя примерами корявого стиля. Их более чем достаточно. Возникает вопрос: чем же занимались тогда «литературные шабашники» из двух тверских редакций, привлеченные к работе над этим объемным трудом?
Грустное впечатление оставляют содержание и композиционное построение книги. Уже само ее название предполагает: читатель получит исчерпывающий анализ того, какой вклад Тверской край внес в борьбу с фашизмом. Включенные в сборник воспоминания ветеранов и зарисовки о подвигах наших земляков в годы войны этой задачи не решают. Необходимы обстоятельные материалы аналитического характера, но их в книге нет. Думается, составители вполне могли обратиться к военно-историческому очерку «Калининское операционное направление в битве под Москвой» — авторы Ю.М. Бошняк, Д.Д. Слезкин, Н.А. Якимовский. (На правом фланге Московской битвы. «Московский рабочий». 1991). Или, что еще лучше, использовать работы последних лет на эту тему. Но, увы, увы…
Как положительный факт можно отметить наличие в книге нескольких материалов о заслуженных людях, ранее недостаточно известных (таких, как Иван Иванович Ивович, Владимир Иванович Солдатов, Михаил Иванович Топорков). Правда, и здесь есть свое «но». Не блещущие живостью языка интервью с новыми героями не слишком сообразуются с большими очерками и мизерными зарисовками, рассказывающими о других участниках войны (в этих жанрах написано большинство материалов книги). Однако и жанровая сумятица далеко не последний недостаток. Составители буквально наводнили свой труд перепечатками из книги «Золотые звезды калининцев», написанной в свое время И.А. Долговым, а также из ряда других книг. По крайней мере, фамилия «Долгов» встречается в оглавлении не менее десяти раз. Создается впечатление, что были сумбурно помещены под «одну крышу» имеющиеся под рукой напечатанные ранее и, в гораздо меньшем количестве, непечатавшиеся материалы. Когда читаешь некоторые из них, невольно задаешься вопросом: а какое, собственно, они имеют отношение к происходившему в годы Великой Отечественной войны на тверской земле («Мы в Берлине», «Только один эпизод войны», «Завеса Быкова» и др.)? В них идет речь о боях под Берлином, под Черниговом, на море… Возможно, их герои родились на территории нашей области, но сведения об этом обнаруживаются не во всех материалах. К тому же, непонятно, каким образом рассказ о героях этих публикаций связан с обозначенной в обращении к читателю идеей присвоения городу Твери звания «Город воинской славы». Да и помещение в книге схем Ленинградской оборонительной, Сталинградской и Берлинской наступательных операций даже условно не увязывается с той ролью, которую сыграл Тверской край в годы войны.
Вызывает сожаление досадная ошибка в фамилии автора очерка о Ф.Т. Бойдине «Лейтенант-комбриг». Фамилия автора не «Маслов», а «Масолов». Очерк впервые был напечатан в газете «Смена» от 1 августа 1972 года. А вообще-то, Николай Масолов написал немало документальных книг на партизанские темы, но составителям «Тверского края в борьбе с фашизмом» это, судя по всему, не ведомо. Огорчился я и тем, как подана завершающая сборник публикация уважаемого профессора-фронтовика А.В. Огнева. У меня возникло ощущение, что его очерк «Нет фальсификации фактов Великой Отечественной войны» подвергся безжалостному сокращению, а потому и выглядит не слишком убедительно. Больше того, заголовок, в котором слово «нет» не взято в кавычки, можно воспринимать как утверждение того, что у нас отсутствуют факты фальсификации Великой Отечественной войны. Закрывая предпоследнюю страницу, надеюсь увидеть список использованной литературы. Обозначение его, в общем-то, аксиома для авторов, специализирующихся на краеведческой теме. Но нет этого списка…
Наверное, издание это стоило немалых денег. Возможно, не одну сотню тысяч рублей. Но надо ли было с такой легкостью извлекать их из бюджетной казны? Не справедливее выглядело бы, если бы инициаторы этого проекта реализовали его за свой счет. Тогда и спрос был бы другой — мало ли что издается сейчас непрофессионалами за частные деньги. Есть и другая сторона вопроса. Так уж получилось, что этот труд (тиражом в тысячу экземпляров) попал в мои руки почти одновременно с новыми книгами видных тверских прозаиков Михаила Петрова («Cancer»)и Леонида Нечаева («Сквозь дымку времени»). Так вот, первая из них издана тиражом 300 экземпляров, а вторая — 100 (!). Книги профессора А.В. Огнева против фальсификации истории Великой Отечественной войны тоже вышли мизерными тиражами. До сих пор в Тверской области, в отличие от ряда других областей, нет Тверской литературной хрестоматии для наших школ. Она вполне могла бы быть подготовлена силами филологов университета и писателей. Вот куда лучше было бы потратить бюджетные деньги. Или, к примеру, на издание юбилейного сборника литературного объединения «Рассветная звонница» при областной библиотеке им. Горького…
У нас в области вообще сложилось такое положение, когда книгоиздательское дело пущено властью на самотек. Никто им в административных кабинетах профессионально не занимается. Да и нет там профессионалов в этой сфере. Профессионализм нынче принесен в жертву либерализму и клановым интересам. Между тем бюджетные деньги следует тратить системно и грамотно — так, чтобы это было на пользу тверской культуре.
Валерий Кириллов,
Член союза писателей, заслуженный работник культуры РФ