Веру Глаголеву мы знаем как актрису: на ее счету — более полусотни фильмов, в половине из них – главные роли. «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Воскресный папа», сериалы «Маросейка, 12» и «Обручальное кольцо», который все еще идет на Первом канале… Но мало кто знает, что Глаголева 20 лет уже — кинорежиссер.
И хотя несколько ее работ так и остались незамеченными, но последний фильм — «Одна война» — еще до выхода на экраны начал собирать награды: Гран-при международного кинофестиваля «София Фильм Фест» в Болгарии, Гран-при фестиваля отечественного кино «Московская премьера», Гран-при международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар». Работа оператора этой картины совсем недавно, в марте отмечена высшей наградой — национальной премией «Белый квадрат».
«Одна война» — это история о женщинах Страны Советов, во время войны родивших детей от немцев, и за это сосланных вместе с детьми на необитаемый остров. В этой картине снялась Анна Нахапетова — дочь Веры Глаголевой и Родиона Нахапетова.
Мы решили встретиться с Верой Глаголевой и расспросить ее и об этой картине, и о том, почему она решила стать режиссером, и о том, что нужно женщине для счастья.
Остров
— Вера Витальевна, расскажите, как появился фильм «Одна война»? Насколько реальна эта история?
— Сценарий написала Марина Сафина, журналистка из Орла. Она узнала эту историю от очевидца — про женщин, которые после войны были сосланы на остров из-за своих детей, рожденных от немцев. Такой остров действительно был на Севере, на Белом море. Этот сценарий меня поразил образами — очень эмоциональными, драматическими.
— Где проходили съемки?
— В Карелии. Аскетичная обстановка очень помогала нам. Будь вокруг какие-нибудь живописные места, а не голые серые скалы — мы не смогли бы снять такие эмоции.
— Долго искали актеров на главные роли?
— Долго. Единственный, кто был утвержден без проб – Александр Балуев. А героинь искали долго. Мне хотелось, чтобы у всех героинь были неизвестные лица. Мы просмотрели много молодых актрис, прежде чем нашли тех, кто нам нужен…
Дочки-матери
— А как ваша дочь Анна согласилась сниматься в этом фильме? Она ведь балерина, а не актриса.
— С радостью! Но Анна пробовалась на общих основаниях — я никому не говорила, что это моя дочь. Но и второй режиссер, и оператор сказали, что это — стопроцентное попадание в роль. Когда мы принимали окончательное решение, то голосовали всем продюсерским центром. И дочь единогласно была принята на роль Анны. Я считаю, что она справилась.
— Вы были строже с ней, чем с остальными членами съемочной группы?
— Да. И сейчас я понимаю, что ей было тяжелее, чем другим. Одно дело — когда режиссер чем-то недоволен, а если это недовольство проявляет еще и мама… Ей было очень неприятно, когда я ее ругала при посторонних.
Случайности
— Вы кем себя в большей степени считаете: актрисой или режиссером?
— После картины «Одна война» — режиссером. Актерство как таковое меня уже не привлекает — только если вдруг предложат какую-то невероятную роль… А так в принципе мне интереснее делать фильмы, чем отдельные роли.
— Вы как-то сказали, что ваша жизнь состоит из случайностей. Что вы имели в виду?
— Есть такое выражение: закономерная случайность. Это и происходит в моей жизни. Я пришла на «Мосфильм» с подругой на закрытый показ одного из фильмов. Только-только окончила школу, ни о какой карьере актрисы не думала — увлекалась спортом, стрельбой из лука. И случайно встретилась на «Мосфильме» с Родионом Нахапетовым. Он мне предложил попробовать себя в его киноленте «На край света». И жизнь пошла в совершенно другую строну: началась карьера в кино, я вышла замуж за Родиона (они были вместе 12 лет, у Веры от этого брака две дочери — Мария и Анна – прим. авт.)… Со вторым мужем Кириллом Шубским я тоже познакомилась случайно, на одном из кинофестивалей (в этом браке родилась младшая дочь Анастасия – прим. авт.). Я не рвусь куда-то, не стараюсь чего-то добиться – все происходит само. Это и есть, в моем понимании, закономерная случайность…
Семья
— Вы бы хотели, чтобы ваши дочери были профессиональными актрисами?
— Не знаю… Я очень рада, что Анна стала балериной. Она танцует в Большом театре. Сейчас Аня начала заниматься драматическим искусством — и это тоже хорошо. В жизни должно же что-то новое происходить. Она играет в театре Сатиры в спектакле «Люпофь». Это пьеса, специально написанная для нее — история, связанная с балетом. Она там танцует в пуантах, пачке. Люди ходят, им нравится. И мне это приятно. Я рада за нее. Что касается старшей дочери, Марии — она нашла свое счастье в сыне Кирилле. Она давно приехала из Штатов, вышла второй раз здесь замуж, родила ребенка, ему два с половиной года. Она очень хорошо рисует, другое дело — когда она начнет использовать свой дар? Младшая Настасья — ей всего 16 лет — учится во ВГИКе, выбрала продюсерский факультет…
— Может, ваши фильмы и будет продюсировать?
— Вот-вот: мы как раз готовим своего семейного продюсера! Это точно.
— У вас три дочери. Дадите совет — как их правильно воспитывать?
— Надо быть им подругой — это самое главное. Стараться понять, а не наседать, не давить. Всегда нужно выслушать то, что хочет человек сказать…
— Счастливая семья — какие основы должны быть для нее?
— Не знаю. Все равно нет каких-то общих правил, потому что в каждой семье — свое. Поэтому рецептов никаких нет. Просто необходимо быть нужными друг другу. Для меня счастье в семье – это взаимопонимание…
Валерия Хващевская