В гости к знаменитому артисту, художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину мы пришли накануне его 75-летия.
В кабинете Юрия Соломина над столом висят фотографии, на одной он – с королевой Великобритании Елизаветой Второй.
— Королева Елизавета приезжала в Москву в 1994 году и выбрала наш театр местом встречи с дипломатическим корпусом, — рассказывает Юрий Соломин. — Мы думали: что же ей подарить? Тогда безденежье было… Кому-то пришла идея преподнести высокой гостье палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Мы заказали ее хорошему мастеру, и когда прощались с королевой, я ей вручил наш презент. Она удивленно посмотрела, поблагодарила, взяла подарок и пошла дальше. За ней потянулась свита. И где-то из второго ряда пожилой человек – видно, из старых русских – меня остановил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки?» — «Мы просто решили сделать такой подарок» — «Вы попали в точку!» Прошло две недели, мне приходит конверт от королевы, а там – ее портрет и автограф…
Юрия Соломина на должность художественного руководителя избрал коллектив – в 1988 году, впервые за историю старейшего театра.
Мечта
Он родом из Читы. Родители – преподаватели музыки – поддержали Юрия, а потом и Виталия в их желании стать артистами. И гордились сыновьями, когда те стали знаменитыми.
В Москву Юрия, который решил поступать в театральное училище имени Щепкина, сопровождал отец. И только сын успел пройти творческий конкурс, как случилось ЧП: у отца украли документы и деньги. Что делать? Мефодий Викторович сказал сыну: «Сходи, узнай: берут тебя или нет?» Чуть не падая в обморок от страха, Юрий отправился к Вере Николаевне Пашенной – знаменитой актрисе и педагогу, очень строгой женщине. Как мог, объяснил ей ситуацию. И Пашенная сказала: «Оставайся и сдавай экзамены»…
— Когда отец приехал домой, ему сообщили, что я уже принят окончательно – и эта радость затмила все неприятности!
Слава
Евгений Ташков, режиссер «Адъютанта его превосходительства», увидел Юрия Соломина в фильме «Сильные духом» о Великой Отечественной войне, где тот сыграл немецкого разведчика Геттеля.
— Когда играешь отрицательного героя, надо найти в нем положительные качества, показать его сильные стороны. Встречаются две личности: наш разведчик и враг. Побеждает наш, но кого? Очень умного и хитрого противника. Значит наш – еще лучше!
В фильме «Сильные духом» он играл майора Геттеля именно так.
В фильм «Адъютант его превосходительства» режиссер Евгений Ташков пригласил Соломина на второстепенную роль.
— На роль капитана контрразведки Осипова меня утвердили без проб, — вспоминает Юрий Мефодьевич. — А потом Евгений Ташков убедил меня попробоваться на роль Кольцова, и после проб все переиграл. И ему надо было иметь большое мужество, чтобы доказывать худсовету правомерность такого решения – тогда ведь был определенный типаж для героев-коммунистов. Я снимался под его личную ответственность, и в протоколах «Мосфильма» до сих пор значусь как неутвержденный артист. Но Ташков доказал свою правоту. Этот фильм – один из первых, где белые и красные были на равных – по своему отношению к судьбе, к Родине… И он до сих пор любим зрителем.
Это был первый телефильм, получивший Государственную премию – именно после его выхода на экраны актер проснулся всесоюзно знаменитым.
Куросава
Акира Куросава еще в 30-е годы прочел книгу Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» — об охотнике, ставшем для него проводником – и с тех пор вынашивал замысел фильма. И даже начал работу в Японии, но вскоре понял, что снимать нужно на родине Дерсу – в Приморском крае, и с местными актерами. В начале 70-х в Москве на Международном кинофестивале он получил предложение директора «Мосфильма» Николая Сизова снять фильм в СССР – и с радостью взялся за работу. На роль Дерсу режиссер выбрал тувинского актера Максима Мунзука.
Когда Акира Куросава выбирал актера на роль Арсеньева, он, не зная русских артистов, захотел посмотреть какие-нибудь киноработы возможных претендентов.
— У Куросавы на картине «Дерсу Узала» работал гример фильма «Адъютанта его превосходительства» Павел Калинин. Он предложил японскому режиссеру посмотреть этот фильм. Куросаве принесли первые две серии, он посмотрел – и попросил показать остальные три. После чего вопрос обо мне был решен…
Съемки
Киноэкспедиция отправилась в места, где происходит действие книги «Дерсу Узала» — в город Арсеньев, названный в честь автора книги и расположенный в предгорьях Сихотэ-Алиня в 160 километрах от Владивостока. Съемки на натуре длились девять месяцев. За это время Юрий Соломин лишь раз слетал в Москву, чтобы увидеть семью. С Дальнего Востока он присылал жене Ольге Николаевне письма, а дочери Дарье – «сувениры»: диковинных бабочек, божьих коровок размером с ноготь.
— Однажды из-за этих огромных божьих коровок мы не могли снимать, — вспоминает Юрий Мефодьевич. – Приехали в тайгу, а там – миллиарды этих насекомых, бьются в стекла автобуса тучами!
Акира Куросава к актерам и съемочной группе относился с уважением, но поблажек никому не давал. Снимались и в лютый мороз, и в жару, атакуемые полчищами мошкары.
— Главный герой в этом фильме – природа. А тигр – одно из главных действующих лиц. Специально для съемок отловили в лесу тигренка, назвали Артемом. Мы с Максимом Мунзуком подкармливали его, приручали. Когда настало время сниматься с тигром, Артем вырос в устрашающего зверя. По фильму мы должны были встретиться с ним на лесной тропе. Сделали так: выкопали ров с водой и замаскировали его травой – охотники уверяли нас, что тигр не прыгнет в воду и не подойдет к нам близко, а кадр будет выстроен так, будто мы встретимся вблизи. И что вы думаете – тигр прыгнул в воду и поплыл к нам! Охотники, которые стояли наготове с вилами, принялись его отпихивать к другому берегу. Артем стал задыхаться, у него из носа пошла кровь… В общем, мы видеть это не могли. Подошли к Куросаве и сказали, что не хотим мучить животное и сниматься не будем. И он отменил эту съемку. Сцену сняли в московском павильоне с дрессированным тигром Вальтера Запашного, который снимался еще в «Полосатом рейсе»…
Дар
Фильм «Дерсу Узала» стал событием. Его купили сразу сто стран – в то время это было рекордом. Он получил массу престижных наград. Среди них – премия Американской академии киноискусств «Оскар» как лучшему иностранному фильму. К сожалению, ни Максим Мунзук, ни Юрий Соломин на церемонии не были – им даже не сообщили о том, что картина с их участием номинируется на «Оскар».
— Потом в Японии мне довелось увидеть и даже подержать в руках ту самую статуэтку, — говорит Юрий Соломин.
Есть у Юрия Мефодьевича подарок, который он ценит даже выше королевского.
— Свой день рождения в 1974 году я встречал в тайге на съемках, — говорит Юрий Соломин. – Куросава накануне сутки не выходил из своего номера в гостинице.
Японцы говорят: «Он что-то тебе готовит». Через сутки он вышел с картиной, на которой изображена голова тигра, и подпись: «Соломин Юрий Мефодиевич сан, Акира Куросава. 18 июня 1974». Куросава ведь окончил Академию художеств, и вот ради меня решил тряхнуть стариной… За 75 лет это самый дорогой подарок мне на день рождения…
Тамара Мотаева