Еще полтора века назад великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин написал занимательную сказку про то, как один мужик двух генералов прокормил. Острая, надо сказать, вещица получилась. А смысл ее в том, что бедный русский пахарь кормит не только себя и свою семью, но и кучу всяких начальников и дармоедов. Много с той поры воды утекло, а вот проблема осталась. И нынешний российский труженик вынужден уже кормить не двух генералов, а куда большее количество разного чиновного люда.
С проблемой чрезмерно раздутых штатов чиновников и прочих служивых граждан пытались бороться во все времена. Но, увы, бюрократическая гидра всякий раз оказывалась сильнее. На поверку любое очередное сокращение аппаратчиков оборачивалось новым ростом их рядов. Там, где еще недавно сидел один работник, вскоре оказывались двое или даже трое сотрудников. Технологии приращивания штатов чиновников становятся все более изощренными и неуязвимыми. Армия бюрократов, словно саранча, пожирает триллионы бюджетных рублей и продолжает плодиться.
Вот уже и Президент России Дмитрий Медведев, понимая опасность чиновничьего размножения, схватился за голову и предложил сократить число аппаратчиков всех уровней на 20 процентов. Решение правильное и очень своевременное. Только не на 20 процентов надо их сокращать, а в 20 раз! И полностью поменять подход к самой системе управления. Обилие чиновников, как правило, не улучшает работу, а напротив — вредит делу. Все ценное тонет в ворохе бесполезных бумаг, нелепых приказов, в отсутствии исполнительской дисциплины, а еще чаще в полной неспособности большинства служащих к какому-либо созиданию и полезному труду.
Количество чиновников в России просто поражает всякое воображение. По некоторым оценкам число этих крючкотворов и буквоедов в РФ почти в десять раз (!) больше, чем их было во всем Советском Союзе! И это при том, что существовали еще и партийные аппараты, и вся огромная империя управлялась административно-командной системой.
Ельцин, придя к власти, обещал сократить бюрократический аппарат втрое. В результате количество чиновников за годы его правления в три раза выросло. Тенденция продолжилась и дальше. Административно-командной системы уже давно нет, а управленцы плодятся, как тараканы. Только управлять скоро будет некем. И нечем. Вместе с ликвидацией колхозов повывели и крестьянство. Почти не стало и рабочего класса, так как вместо фабрик и заводов остались одни ларьки да магазины. А над ними целая армия чиновников и милиции. Налоговиков у нас уже столько, что даже лавочников на каждого не хватает. Милиционеров больше, чем преступников. Видимо, по этой причине все больше милиционеров становится преступниками.
Кроме ползучего разрастания чиновничьего аппарата у нас налицо и его экстенсивный рост. Мы с вами наблюдаем масштабное увеличение всевозможных управленческих структур. Иногда это попахивает идиотизмом. Скажите, ну зачем в Кувшинове или в Удомле или в любом другом городишке две структуры исполнительной и законодательной власти? Там есть и городская власть, и районная. С полными, так сказать, штатами и депутатами. При СССР хватало одного райисполкома с очень незначительным штатом. Теперь по две раздутых структуры, которые ни хрена не делают, и, как водится, только грызутся меж собой за власть и за бабки.
Грустно все это, господа. Сколько же можно кормить дармоедов? А кресло у чиновника очень теплое и очень доходное. Не удивительно, что профессия чиновника и управленца оказалась наиболее популярной и желанной для нынешних выпускников школ, что выяснилось в ходе социологического опроса. Страшно то, что привлекает молодых людей не желание помогать и созидать, а возможность получать и принимать. А это наше будущее, между прочим. Бедный Салтыков-Щедрин, наверное, и в страшном сне такого бы не увидел.
Дмитрий Анатольевич, сокращайте чиновников! Не слушайте никого и сокращайте их смелее. Смелее и больше. В этом вопросе требуется хирургическое вмешательство. Может, тогда и удастся их прокормить русскому мужику.