В центре Твери 14 мая, средь бела дня, в помещении банка мошенница обманом вынудила тверскую пенсионерку отдать ей ни много, ни мало миллион рублей.
Мошенница, а это женщина примерно 35 лет со светлыми волосами и славянским типом внешности, представилась потерпевшей знакомой сына последней, проживающего в Москве. И передала его просьбу: срочно снять со счета и передать через нее один миллион рублей.
Пенсионерка беспрекословно выполнила «просьбу сына», и деньги перешли к мошеннице. Когда пожилая женщина спохватилась и позвонила сыну, было уже поздно.
В настоящее время полиция пытается разыскать преступницу. В распоряжении полицейских стоп-кадр с камеры наблюдения банка и описание внешности подозреваемой.
Также полиция Тверской области обращается к гражданам: если вы узнали эту женщину, сообщите об этом по телефонам: (4822) 34 74 52, 34 73 13, 42 23 10 или 02.
«Гастролер»?
— Мы, несомненно, имеем дело с «гастролером», — отмечает начальник отдела УУР УМВД по Тверской области подполковник полиции Евгений Иващенко. — Об этом говорит, в первую очередь дерзость совершенного преступления: злоумышленница не побоялась попасть в объективы видеокамер банка, то есть была готова к тому, что у полиции окажется не только ее словесное описание, но и фото.
Впрочем, в подобных случаях преступники часто пользуются маскировкой. В нашем случае это могут быть парик и очки с затемненными стеклами. С их помощью можно быстро изменить внешность, что затрудняет опознание.
Подобные случаи мошенничества зарегистрированы в последнее время в Москве и Московской области. Тверская область, расположенная на трассе, железнодорожных линиях, представляет для «гастролеров» особый интерес, в первую очередь возможностью быстро скрыться с места преступления.
Впрочем, мы не отказываемся и от версии, что совершенное преступление — дело рук нашей местной «клиентуры». Это вполне может быть мошенница из района области, использовавшая тот же фактор «неузнаваемости».
Схема
Если же говорить о схеме совершения подобных преступлений, то вкратце она такова. Преступник начинает свою работу со «случайной» встречи рядом с почтой или сберкассой — там, где пожилые люди получают деньги. Затем его цель вступить в контакт со своей будущей жертвой. При этом преступник пытается воспользоваться тем, что жертва пришла вносить или получать деньги, для чего заполняется квитанция, в которой фигурирует имя-отчество и фамилия, а также адрес.
Дальнейшее — дело техники. «Знакомство» может произойти тут же, в здании почты или сберкассы. Преступник представляется знакомым родственника жертвы и передает просьбу — переслать через него деньги. При этом он непрерывно ведет разговор, и жертва сама выдает ему новые детали, которые мошенник тут же использует для того, чтобы окончательно усыпить бдительность собеседника. Итог таких разговоров известен — как правило, жертва ничего не подозревая отдает деньги.
При раскрытии таких преступлений главная проблема — потерпевшие слишком поздно осознают, что стали жертвой мошенника. Так что говорить о раскрытии «по горячим следам» в большинстве случаев не приходится.
Мы уже неоднократно обращались к организациям, в которых пенсионеры получают или вносят деньги. Обратимся к их сотрудникам еще раз. Если вы видите, что пенсионер снимает крупную сумму денег, или переводит крупную сумму, особенно если речь идет о периодических крупных платежах, поинтересуйтесь у него, кому он переводит деньги, или зачем он их снимает. Это может помочь пожилому человеку не стать жертвой мошенника.
Приведу конкретный пример: в одном из терминалов пожилой житель Твери регулярно переводил крупные суммы на один и тот же счет. Сотрудница, работавшая в этом платежном учреждении, заинтересовалась этим и задала пенсионеру вопрос, кому он переводит такие суммы. Выяснилось: пенсионер оплачивает БАДы, которые ему «вот-вот» должны поступить по почте. Естественно девушка сразу догадалась, что речь идет о долговременном мошенничестве и убедила пенсионера написать заявление в полицию. Такая линия поведения со стороны сотрудников платежных организаций — самая правильная.
Николай Тарасов