С первого дня войны тверичанин Иван Бахтин сражался с фашистскими захватчиками и погиб при освобождении Прибалтики в 44-м году. Но архивных данных о боевом пути героя сохранилось очень мало…
С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 69 лет. Следующий, 2015 год — юбилейный. Будут торжественные мероприятия, парады и встречи, где ветераны, которых остается все меньше, вспомнят боевых друзей, не доживших до Победы. Может быть, кто-то из тверских ветеранов вспомнит и лейтенанта Ивана Бахтина, павшего смертью храбрых, освобождая Советскую Прибалтику.
У Ивана Васильевича Бахтина — семь правнуков. Ребята мало что знают о своем прадеде — сведения о его боевом пути крайне скупы, а в ответы на многочисленные запросы в архивы его дочь Галина Ивановна Базылева чаще всего получает отписки и предложения обратиться в «вышестоящие учреждения». Буквально по крупицам ей удалось восстановить военную биографию своего отца, но и в ней, увы, множество пробелов.
Судьба красноармейца Бахтина типична для десятков тысяч солдат, призванных в армию буквально накануне войны. Так Иван, работавший на одном из предприятий Калинина, был призван Новопромышленным РВК 14 июня, за восемь дней до начала фашистского вторжения.
Эти «возраста» (как называют их работники военкоматов и военных архивов), 1920 — 1924 оказались «выкошены» почти полностью в первые дни и месяцы войны.
Галине Ивановне удалось только выяснить: отец, в первые дни войны был приписан к батальону маршевого пополнения и направлен «на Запад». Ни сведений о номере части, ни каких-либо данных о ее дальнейшей судьбе отыскать не удалось.
Первый просвет появляется только поздней осенью 1941 года. Из документов штаба партизанского движения становится известно — красноармеец Бахтин вступил в партизанский отряд имени Суворова, партизанское соединение, история которого описана достаточно подробно. Костяк его составили бойцы и командиры Красной Армии, попавшие в окружение в ходе Смоленского сражения и не сумевшие пробиться к своим.
Отряд действовал на территории Смоленской области и восточных областей Белоруссии. Именно там продолжал воевать Иван Бахтин. Первые достоверные сведения о нем появляются в феврале 1943 года, когда приказом по Западному фронту №0251 от 13.02.1943 г. И.В. Бахтину присвоено звание младшего лейтенанта, и он был назначен командиром роты в своем партизанском отряде. Нужно пояснить, что отряд имени Суворова действовал в плотном контакте с регулярными частями и подчинялся непосредственно командованию фронтом.
А уже в мае 1943 года приказом №28/н Начальника Центрального Штаба партизанского движения «О награждении Смоленских партизан» командир роты младший лейтенант Бахтин награжден медалью «Партизану Отечественной войны первой степени» — высшей «партизанской» наградой.
Все это время семья ничего не знала о нем — с осени 1941 года он числился «пропавшим без вести». Встреча с родными произошла только в ноябре 1943-го.
Галина Ивановна плохо помнит отца: когда он ушел на войну, ей было три года, когда она увидела его в следующий раз — шесть. Но эту встречу она запомнила.
— Мы с матерью и сестрой жили тогда в Кувшиново, Калинин был полностью разгромлен и еще не начал восстанавливаться. Однажды, совершенно неожиданно, к нам приехал отец, о судьбе которого мы долго ничего не знали. Он был такой, как на этой фотографии — в военной форме, с именным оружием, это я тоже запомнила. Из партизанского отряда их вновь переводили в армию. Много лет спустя, через архивы, я выяснила: отца назначили командиром стрелкового взвода 146-й отдельной армейской штрафной роты 164-й стрелковой дивизии. Потом, получив звание лейтенанта, он также командовал взводом 707 стрелкового полка 215-й дивизии. Сражаясь в ее составе, он и погиб 1 сентября 1944 года в Литве.
Там же он похоронен. Это Шакяйский район Литвы, деревня Изерги. Увы, но поехать на его могилу сейчас невозможно…
За проявленное в боях мужество, лейтенант Бахтин был награжден орденом «Красной звезды» (26.02.1944 г.) и медалью «За отвагу» (10.05. 1965 г., посмертно). А вот судьба его партизанской награды — неизвестна.
С одной стороны, в ответ на запрос дочери, в Государственном архиве Российской Федерации подтвердили: младший лейтенант Бахтин, командир роты партизанского отряда имени Суворова действительно был награжден медалью за доблесть, проявленную в боях. Но в архиве нет никаких данных о его службе в отряде. Нет их и в Центральном архиве Министерства обороны РФ, где Галине Ивановне «вежливо» ответили: «Документы партизанских формирований ЦАМО не хранит» и посоветовали обратиться » в государственный архив области, на территории которой действовал партизанский отряд».
Но отряд имени Суворова действовал на территории Калининской, Смоленской областей, на территории Белоруссии и Прибалтики!
С помощью наших коллег мы предприняли поиск архивных списков бойцов и командиров отряда. Результат — отрицательный. Боец Иван Бахтин ни в одном из сохранившихся списков не значится…
— Мне обидно то, что отец как будто и не воевал в первые годы войны, — сетует Галина Ивановна. — Ни в одном из архивов данных о нем нет, не сохранилось, или не хотят искать. А еще обидно, что я не могу показать правнукам его партизанскую медаль. Не знаю даже, была ли она вручена ему. Полная неизвестность. А как же: никто не забыт?
Может быть, кто-то из оставшихся пока в живых бойцов и командиров отряда вспомнит моего отца? Может, кто-то из их родственников что-то знает о том, как он был в партизанах? Другой надежды у меня нет.
На самом деле среди героев Великой Отечественной, павших в боях за Родину, немало безымянных солдат и офицеров. Данные о них по разным причинам в архивах не сохранились. Но наверняка важнее, чтобы мы знали и помнили об этих людях, об их подвиге.
Николай Тарасов