Население Твери и других городов и поселков области получило квитанции по оплате электричества с невероятно высокими суммами, начисленными за “общедомовые нужды”. Похоже, в “АтомЭнергоСбыте” считают жителей области полными идиотами.
Тверь бурлит. Жители города возмущены квитанциями на оплату счетов за электроэнергию, присланными новым поставщиком – тверским филиалом ОАО “АтомЭнергоСбыт”. Суммы, обозначенные в графе “На общедомовые нужды”, в десятки раз превышают те, что были в начале года. А дозвониться в компанию и узнать, в чем дело, по словам горожан, практически невозможно.
В редакцию “МВ” обратилась наша читательница, жительница Твери Наталья Царюк. По словам Натальи Ивановны, жильцы их дома по улице Ипподромной, 16, не знают, как поступить в сложившейся ситуации. В квитанциях, присланных “ТверьАтомЭнергоСбыт”, плата за ОДН возросла в разы. Но и это еще не все.
— Раньше, когда квитанции приходили от “Тверьэнерго”, там был указан телефон, по которому можно позвонить и уточнить, если в квитанции что-то неясно. Сейчас номер телефона тоже есть, но дозвониться по нему совершенно невозможно. Я пробовала и слышала только автоответчики: “Оператор будет свободен через 21 минуту…через 31 минуту…” и так далее.
Представьте, если у человека лимитированный телефон: на какую сумму ему придет счет за этот звонок? Или просто, как у меня, нет свободного времени? Моя соседка попыталась сходить в офис “АтомЭнергоСбыта”. Но попасть туда совершенно невозможно! Народу столько, что потратишь весь день и ничего не добьешься. Что нам делать?
Этот же вопрос мы задали официальным представителям компании.
По их словам, сейчас ОАО прилагает усилия, чтобы повысить свою “доступность”, звонки и личные обращения граждан теперь принимаются и в выходные, в режиме рабочего дня. Получить ответ на вопрос, как утверждают сотрудники компании, можно и непосредственно от руководства филиала: его представители дежурят в офисе “в порядке живой очереди”. В компании уверены: в ближайшее время проблема “не отвеченных звонков” исчезнет. Что же касается увеличения платежей…
Платежки
Из официального разъяснения ОАО “АтомЭнергоСбыт” следует, что оплата начислена верно и в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ №354.
С точки зрения энергетиков, проблема в том, что УК, ТСЖ и другие организации, ранее взимавшие плату за ОДН, не заключили договор об этом с новым поставщиком – ОАО “АтомЭнергоСбыт”. По крайней мере, в большинстве своем. Как следствие, для начисления и расчета платы за ОДН учитывается расход по общедомовому прибору учета, из которого вычитается сумма расхода всех квартир, то есть индивидуальное потребление на каждое жилое помещение. Остаток – суммарный ОДН дома, а индивидуальный платеж с каждой квартиры вычисляется исходя из жилплощади.
Но это никак не поясняет, почему произошел такой рост платежей по ОДН. У многих раньше это была чисто символическая сумма, теперь же речь идет о сотнях рублей. В то же время, ряд собственников квартир, получили квитанции, где в графе ОДН значится ноль. Это как? В подъезде нет лампочек, насосы не качают воду, а площадь самой квартиры равна нулю? Абсурд…
Безнадега
Жители многоквартирных домов, с которыми мы общались, уверены: одной из причин резкого роста платы за ОДН могут быть несанкционированные подключения. И такие подозрения небеспочвенны. Дело в том, что на первых этажах их домов расположены многочисленные магазины и офисы. А в квитанциях, в разделе “Справочная информация” указано, что магазин такой-то потребил 0 киловатт/часов, а магазин такой-то – смешной мизер. Как сие понимать? Продовольственный магазин, не имеющий холодильников и освещения? Или магазин, чей владелец оплатил все авансом, до конца текущего десятилетия? Тут явно что-то не в порядке с физикой и здравым смыслом.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили начальника отдела по работе с потребителями тверского филиала ОАО “АтомЭнергоСбыт” Евгения Перова. И были крайне удивлены, узнав, буквально, следующее.
Да, по словам Евгения Александровича, незаконные подключения могут иметь место. Но это, дескать, проблема самих жильцов. Они являются собственниками всех регистрирующих приборов в своем доме, и если нет у вас УК или ТСЖ, то будьте добры: вызовите участкового, пригласите специализированную организацию (надо думать “Горэлектро”), заплатите ее специалистам и выясняйте, кто у вас электричество ворует. Поставщик здесь ни при чем. Его работа – деньги за свет получать.
Кстати, снимать показания с общедомового счетчика, оказывается, также задача самих жильцов. В части домов есть счетчики, оборудованные системой автоматической отправки данных, часть проверяется специалистами “Горэлектро”, раз в пару месяцев. Но если вас что-то не устраивает в квитанциях — будьте добры, проверяйте сами. “АтомЭнергоСбыт” делать этого не будет.
Насчет тех жителей, которым пришли в этом месяце квитанции с нулем за ОДН. Вы, граждане, рано обрадовались. Это сейчас у вас ноль, а в следующем месяце, будет все как у людей, то есть по полной программе – поставщик теперь располагает полной базой данных по квартирам потребителей (чего до недавнего времени не было). Так что, ждите.
А по поводу магазинов и офисов, расположенных в многоквартирных домах, то, как уверил нас представитель компании-поставщика, если указано, что магазин потребляет ноль киловатт, значит, так оно и есть. Как видно, без холодильников и света обходятся (видимо, и без кассового аппарата тоже)…
Обязанности
Интересный ответ был получен на вопрос: что означают в квитанции графы “услуги по передаче” и “иные услуги”? Оказывается, это – “расшифровка тарифа” для конечного потребителя услуг. Насколько мы поняли, в эту графу внесена плата, которую взимают все, кто занимается передачей в наши дома электроэнергии, от оптового поставщика и далее, по нисходящей. Похоже, что это плата просто за то, что такие промежуточные звенья в цепочке “производитель – потребитель” существуют.
Звенья действительно необходимые. Согласитесь, для всех затруднительно было бы, если бы каждый собственник заключал договора с производителями электроэнергии. Но, черт побери! Посредник обязан выполнять еще ряд функций, помимо чистой перепродажи энергии по “своей” цене и ведения документации. Уж, по крайней мере, он обязан, прежде чем взимать плату, навести порядок в доставшемся ему хозяйстве. Чтобы суммы платежей были законными. Чтобы у граждан не возникало вопросов: каким образом три лампочки в подъезде могут нажечь за месяц на четыреста рублей. А если уж такой вопрос возник, то на него необходимо дать понятный и развернутый ответ, такой, чтобы всем стало ясно, за что конкретно они платят.
Таких ответов ОАО “АтомЭнергоСбыт” избегает. Из того информационного потока, что сейчас обрушивается на головы горожан, ясно только одно: поставщик кругом прав и платить граждане должны ровно столько, сколько указано в их квитанциях. А иначе…
Конфликт
Между тем, город сейчас находится, без преувеличения, на грани социального взрыва. И, с учетом того, что городские и областные власти заняли позицию невмешательства, полностью устранившись от участия в разрешении конфликта, направлен этот взрыв будет именно что на поставщика энергии. Которому впору задуматься: а оно ему надо?
Что же касается угрозы подавать в суд на тех горожан, которые откажутся оплачивать взятые с потолка счета… В суд подать, конечно, можно. Но отнюдь не факт, что этот уважаемый орган, вникнув в суть дела, встанет на сторону истца. Более того, выйдет, скорее всего, наоборот, и вот тогда “АтомЭнергоСбыт” окажется в совсем уж дурацком положении: оспорить такой вердикт суда будет крайне затруднительно. Как показывает практика, даже если компании, предоставлявшие гражданам некачественные услуги или необоснованно завышавшие цены на них, обращались с апелляцией, то все равно, раз за разом, суды они проигрывали. Просто потому, что против фактов не попрешь: не бывает так, чтобы враз менялись законы физики и логики. Также как не бывает, чтобы одна 60-ваттная лампочка вдруг начинала потреблять энергии столько же, сколько целый квартал.
Николай Тарасов
P.S. Мы обязательно еще вернемся к этой острой теме и познакомим читателей с мнением городских чиновников, юристов, представителей общественности. Так что пока вопрос платить или не платить, вернее, как платить по квитанциям за свет, оставляем открытым.