По мнению экспертов, причиной аварии вертолета в Старицком районе стала неопытность пилота — абсолютной чемпионки России, чемпионки Европы, бронзового призера Чемпионата Мира ФАИ 2012 Маргариты Афанаскиной.
Почти год понадобился комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) на вынесение вердикта о причинах крушения вертолета Agusta AW119 в Старицком районе. По мнению экспертов, причиной аварии стала…неопытность пилота!
Речь идет о Маргарите Афанаскиной. Абсолютной чемпионке России, чемпионке Европы, бронзового призера Чемпионата Мира ФАИ 2012 года и так далее.
Напомним, 14 сентября 2013 года в Тверской области пропал пассажирский вертолет Augusta-119. На борту находились два человека. Обломки машины были обнаружены 16 сентября в 19:55 в районе деревни Сельцо Старицкого района.
По заключению комиссии МАК, причинами аварии стали: ухудшение метеоусловий, «несоответствие уровня профессиональной подготовки КВС требованиям, предъявляемым к коммерческому пилоту» и отсутствие у него опыта полетов по приборам. Также утверждается, что налет Афанаскиной на Agusta составлял «всего» около 60 часов, а ее «документы о переучивании фальсифицированы».
Выводы, мягко говоря, странные. Начать с того, что «коммерческий пилот» — это всего лишь пилот, имеющий право совершать коммерческие перевозки грузов и пассажиров. Чтобы получить лицензию такого пилота, достаточно иметь общий налет 150 часов и 35 часов в качестве командира судна. Чемпионка Европы и России не отвечала этим требованиям?
Об «ухудшении метеоусловий» речь также идти не может – местные жители утверждают обратное, однако их свидетельствами никто не интересовался.
Пилот не был обучен «выполнению полетов по приборам»? Это, кажется, из области буйной фантазии экспертов. Достаточно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к пилотам вертолетов, принимающим участие в международных состязаниях. Пилоту, не обладающему соответствующими навыками, на таких соревнованиях делать нечего. Летчик, не обладающий навыками «слепого» пилотирования, просто не может выполнять стандартные упражнения этих состязаний.
Ссылка на то, что Маргарита не была обучена «слепому» пилотированию на вертолете конкретного типа не проходит. Даже руководствуясь данными 2010 года, когда Афанаскина была принята в сборную страны (а именно они почему-то приведены в докладе МАКа) у нее уже тогда было 60 часов налета на Agusta. Более чем достаточно, чтобы опытный пилот освоился с любой машиной.
А вот подделка документов – это уже серьезное обвинение. С доказательствами, правда, туговато…
Я считаю, что доклад МАК о причинах катастрофы написан и обнародован с единственной целью: скрыть истинную причину катастрофы. А именно: вертолет Agusta Westland AW119 – машина, имеющая существенные конструктивные недостатки. Что уже не раз становилось причиной катастроф.
Можно привести пример катастрофу в Карелии, 6 апреля 2012 года, когда вертолет Agusta совершил жесткую посадку на озере Янисъярви, в результате чего тяжелые травмы получили 6 человек. Причиной были названы: туман и «неопытность пилота», налетавшего «всего» 3,5 тысячи часов…
В Лондоне 16 января того же года разбился 50-летний Пит Барнс, который имел свыше 9 тыс. часов летного стажа, выполнил все вертолетные трюки в фильмах о Джеймсе Бонде, и возил в качестве пассажиров принца Уэльского и премьер-министра Великобритании. Причина аварии – туман, ошибка пилота.
Список можно продолжать. И снимки с места катастроф выглядят очень похоже: складывается впечатление, что вертолет разрушился не на земле, его начало «скручивать» еще в воздухе. Вот тут уж на пилота и его «неопытность» ничего не спишешь – налицо дефект конструкции.
Однако, эксперты МАК (и других, международных организаций) не горят желанием указывать в качестве причины аварии технические недостатки машины. Ведь это означает поставить под сомнение деловую репутацию компаний-производителей и авиаперевозчиков, что приведет и к соответствующему финансовому ущербу для последних. Связываться никому неохота… Куда проще списать все на мертвого пилота, его неопытность и фальшивые документы.
Николай Тарасов