Начну этот непростой разговор про состояние нашей медицины со старого анекдота:
«Доктор спрашивает у медсестры:
— Температуру больному мерили?
— Да, нормальная у него температура, комнатная…»
А ведь примерно с таким невежеством медперсонала мы порой сталкиваемся и в реальной жизни. Впрочем, об этом можно говорить и спорить бесконечно. Но что же на самом деле происходит в нашем здравоохранении? Почему с одной стороны наши эскулапы совершают чудеса врачевания, возвращая безнадежно больных с того света, а с другой — некому порой поставить клизму пациенту?
Медицинское обслуживание всегда вызывало много нареканий и жалоб со стороны населения. По этому поводу всегда было больше вопросов, чем ответов. Несколько лет назад правительство России взяло курс на модернизацию здравоохранения. Была принята федеральная программа, в рамках которой осваивались огромные средства, направляемые на строительство современных медицинских центров, оснащение клиник самым прогрессивным и дорогостоящим оборудованием, соответствующим западным стандартам, переподготовку и повышение квалификации медперсонала.
Начавшиеся преобразования в этой сфере нельзя не заметить. Только в Твери ввели в эксплуатацию новые корпуса детской областной больницы, новый корпус областного онкодиспансера, напичканный сложнейшим оборудованием, заработали сосудистый и перинатальный центры. Масштабная реконструкция ведется в областной клинической больнице.
Удалось возродить и санитарную авиацию. Используя специальный вертолет для перевозки тяжелых больных, срочно нуждающихся в неотложных операциях и квалифицированном стационарном лечении, были спасены десятки людей. Среди них и глава Твери Александр Корзин. Его буквально вернули с того света. Недавно с помощью санавиации из Удомли доставили в областную клиническую больницу моего товарища, пострадавшего в тяжелейшей автокатастрофе. Врачи продолжают бороться за его жизнь, и, наконец, появились первые обнадеживающие прогнозы.
Хочу заметить, что за каждыми успехами или провалами в том или ином деле стоят конкретные люди. Успехов в медицине, увы, не много. Наиболее яркий пример — областная клиническая больница. Сейчас, несмотря на многочисленные объективные трудности, это самое крупное лечебное учреждение области переживает своего рода ренессанс. Позитивные изменения, произошедшие в последнее время, видны даже простому обывателю, стоит только зайти на территорию больницы. Это, прежде всего, чистота и порядок. На территории разбит настоящий парк с декоративными деревьями и кустарниками, всегда аккуратно подстрижен газон. В разные стороны разбегаются асфальтированные дорожки. Чуть в стороне завершается строительство храма, а невдалеке красуется вертолетная площадка для приема бортов санавиации.
Корпуса больницы сверкают новыми окнами. Внутри помещений все удобно и функционально. В большей части отделений уже завершен ремонт. Везде новая мебель, сантехника. Докторам доступно самое новое и эффективное оборудование. Но, конечно же, главная ценность ОКБ — люди. В большом и слаженном коллективе больницы собраны, наверное, лучшие на сегодняшний день медицинские кадры. Высокую планку заведения поддерживают не только врачи, но и весь персонал, включая технических работников.
О качестве лечения и профессионализме медработников красноречиво говорят тысячи спасенных в стенах больницы людей. За высокими показателями стоит самоотверженный труд сотрудников ОКБ. Стоит заметить, что здешним врачам приходится работать исключительно с тяжелыми больными, с теми, от кого уже отказались городские и районные больницы.
В реализации любого проекта есть свои герои и антигерои. Областной клинической больнице повезло. Под ее крышей работают сотни выдающихся, талантливых врачей и специалистов, самоотверженных медсестер и заботливых нянечек. Во главе всей этой медицинской гвардии стоит прекрасный доктор и успешный администратор Сергей Евгеньевич Козлов. Именно он дирижирует всем этим сыгранным оркестром и задает тон, являясь главной скрипкой. Я всегда удивляюсь, как у него на все хватает времени и сил, как быстро он принимает выверенные решения. Ко всему прочему главврач Сергей Козлов еще является и депутатом Тверской городской Думы, где возглавляет постоянный комитет по социальной политике и ведет огромную общественную работу.
Приведу такой пример. Только на базе ОКБ удалось запустить серьезные проекты по линии федеральной программы «Доступная среда». В других местах подобные попытки потерпели полный провал. Повторюсь: только в областной больнице для людей с ограниченными возможностями построены удобные пандусы, табло и доски объявлений для незрячих, лифты с речевым сопровождением для глухих, душевые и санузлы для не ходячих. Больные на колясках могут беспрепятственно передвигаться и внутри корпусов и по всей территории ОКБ.
Нигде ничего подобного больше нет. В нашей областной больнице проводятся уникальные исследования и сложнейшие операции. На территории области только здесь делают коронарографию и стентирование сосудов больным с сердечными заболеваниями. В самое ближайшее время в больнице начнут делать и аортокоронарное шунтирование. Сотни жителей Верхневолжья будут избавлены от необходимости проводить такие операции в Москве или Санкт-Петербурге. А сколько денег при этом будет сэкономлено!
Конечно, изменения можно видеть и в ряде других медучреждений в городах и районах области. Все это стало возможно благодаря проведению в жизнь федеральной программы Модернизации здравоохранения. Но, по иронии судьбы, именно внедрение этой программы выявило серьезнейшие упущения в сфере медицинской помощи населению. Это глубокие, системные провалы, которые уже не залатать собственными силами и не исправить начальственным окриком.
Мы стали строить новые больницы, закупать новейшее оборудование, но забыли о людях. О врачах, медсестрах, санитарках. Все последние годы чиновники жили в своем мире, а простые медики в своем. Их прямые не пересекались. И когда новые больницы распахнули свои двери, оказалось, что больных лечить уже некому. У нас остро не хватает докторов, медсестер и младшего медперсонала. Чиновники от медицины, сидя в уютных кабинетах, не озаботились тем, что зарплата врача ниже, чем у уборщицы. Они словно не знали, что уже несколько лет происходит массовый исход медсестер, врачей и фельдшеров из Тверской области в Москву и Подмосковье. Зарплата там выше раза в четыре! В результате даже в Твери ощущается нехватка врачей по многим специальностям. Практически нет нейрохирургов, невропатологов, аллергологов, педиатров… Список можно продолжать сколько угодно.
На грани самоликвидации находится служба Скорой медицинской помощи. На городских подстанциях дежурят как минимум вдвое меньше медицинских бригад. Работающих там врачей можно пересчитать по пальцам. Даже на специализированные и сложные вызовы выезжают медсестры или в лучшем случае фельдшеры, которые даже «прочитать» кардиограмму не в состоянии. Впрочем, они это делать и не должны, а может быть, и права такого не имеют. Боюсь, что скоро проще будет сразу вызывать труповозку.
Но, как ни странно, никто не бьет в колокола. Региональный минздрав напоминает о себе лишь очередными коррупционными скандалами да дурацкими циркулярами о неуклонном сокращении койко-мест в больницах и уменьшении норматива до нескольких минут на прием больного в поликлиниках.
А между тем в наших центральных районных больницах врачей теперь и вовсе не найти. Страшно, но факт: на несколько крупных районов нет ни одного хирурга! А ведь если не оказать своевременную помощь, человек может умереть от банального аппендицита. На закупленном дорогом оборудовании во многих наших ЦРБ просто некому работать. И чем дальше, тем хуже.
Сергей Козлов уверен, что необходимо прилагать все усилия, чтобы врачи не покидали пределов области. Нужно не только создавать привлекательные условия труда, но и соответствующе этот труд оплачивать. Власть должна решать и квартирные вопросы специалистов, особенно в районах. С одной стороны должны действовать стимулы, с другой — законы, регулирующие обязательную отработку по распределению выпускников вузов.
Проблем много, и их надо решать, не откладывая в долгий ящик. Иначе, из-за отсутствия докторов и должного лечения, нас самих будут запаковывать в ящики и относить на погост. И никакая модернизация не поможет. А ведь еще очень хочется пожить!
Дмитрий Фадеев