В день рождения актрисы Веры Васильевой в ее родном театре Сатиры, в котором она служит более 60 лет, легкий переполох. Сегодня творческий вечер Верочки Кузьминичны, как ее называют коллеги, называется он «На крылечке моем». На сцене актрису поздравляют ее друзья и коллеги, а в зрительном зале – верные поклонники.
— Настроение у меня осеннее, — говорит именинница. — Чувствую усталость большую. Дело в том, что у меня тяжело болен муж, актер Владимир Петрович Ушаков, он долго лежал в больнице, а на днях его выписали. Поэтому живу с ощущением тревоги и усталости. Но мне очень не хотелось огорчать своих коллег, зрителей, поклонников, поэтому «держала форму» — улыбалась, как и положено в юбилей.
— Как прошло праздничное мероприятие?
— Я вышла в этот день на сцену, чтобы поблагодарить и своих коллег, и зрителей за то, что они позволяют мне работать. В театре Сатиры в этом сезоне идет четыре спектакля с моим участием. В моем возрасте – это настоящий подарок. За это я очень благодарна и руководству театра тоже. Мне приятно, что ко мне относятся с уважением. В день юбилея я показала отрывки из спектаклей, а мои друзья – Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Юрий Васильев и Ольга Аросева — поздравили меня со сцены отдельными номерами. Я действительно не знала, что они готовят, их выступление было настоящим сюрпризом. И, как всегда, им удалось меня удивить и порадовать. Хотя за долгие годы работы в театре, кажется, удивляться все труднее и труднее.
Название творческого вечера не случайно. «На крылечке» — так называлась песня, которую Вера Васильева и Владимир Ушаков исполняли в спектакле «Свадьба с приданным». Он играл жениха, а она – невесту…
Мечта
Верочка Васильева родилась в самом центре Москвы, у Чистых прудов. В семье было две старших сестры – Валя и Тоня. А через 14 лет родился младший брат Вася. В Москву родители Веры Васильевой приехали из Тверской области, тогда она называлась Калининская, из маленькой деревушки Сухой ручей.
Старшие сестры рано пошли работать, а маленькая Вера хозяйничала в квартирке — наводила порядок, готовила ужин и… репетировала сцены из оперы.
— Я заболела театром с тех пор, как мама сводила меня на спектакль «Царская невеста», — рассказывает актриса. – С тех пор я уже не замечала ни клопов на кухне, ни мышей под ногами – делала работу по дому, а сама была далеко-далеко – в своих фантазиях. И при этом громко пела — так, что во дворе мне вскоре дали прозвище «Шаляпин». Я тогда не знала, кто это такой. И думала, что дразнят меня так из-за шляпы – я всегда ее носила – для красоты…
Еще в 12 лет она решила стать актрисой.
Война
Но на время пришлось забыть о песнях, о театре. В 1941 году ей было 15 лет. Подросткам пришлось работать в тылу, выполняя взрослую, тяжелую работу.
— Каждый вечер мы залезали на крышу нашего дома и гасили зажигательные бомбы, — рассказывает Вера Кузьминична.
Семью Васильевых война раскидала по всему Советскому Союзу. Вера с отцом осталась в Москве. Она перешла в вечернюю школу и пошла на завод работать фрезеровщицей – на заводе давали карточки на хлеб и мыло. Вера меняла мыло на картошку. Так они и выжили…
В 1943 году Вера Васильева отнесла документы в театральное училище. На вступительных экзаменах робкая, краснощекая, как девица из русской сказки, Вера Васильева обратила на себя внимание. И ее зачислили в училище.
Работа
Талант и миловидность студентки Веры Васильевой были замечены самым именитым режиссером 40-х годов Иваном Пырьевым. Он пригласил ее на роль Насти Гусенковой в картину «Сказание о земле сибирской». За роль Настеньки ей была присуждена Сталинская премия – высшая государственная награда на то время.
Вера Васильева сыграла в кино более 50 ролей. И хотя среди них не было ни одной главной, зритель запомнил и полюбил актрису за неповторимую улыбку, за ямочки на щеках, за звонкий смех и лучистые глаза. За харизму — как говорят сейчас — которая или есть, или ее нет.
А в 1948 году Вера Васильева пришла служить в Московский театр Сатиры. И осталась там на всю жизнь. Она – безусловная звезда театра. Зритель идет «на Васильеву» до сих пор. Спектакль с ее участием «Свадьба с приданым» был сыгран на сцене театра Сатиры… 900 раз!
Любовь
Свою судьбу и любовь Вера Васильева тоже нашла на работе. Ее будущего мужа, актера Владимира Ушакова, ввели в спектакль «Свадьба с приданым», и он сыграл жениха героини Васильевой. И сам влюбился в очаровательную партнершу. Но не смел признаться ей в любви, так как в театре все знали, что Вера Васильева влюблена в режиссера спектакля Бориса Равенских. Любовь эта была горькой, отнимающей и силы, и надежду на женское счастье… Признался Владимир Ушаков в своих чувствах лишь тогда, когда Вера Васильева поставила точку в мучительных отношениях с Равенских.
— Владимир Петрович спас меня, когда я уже стояла на краю пропасти, — рассказывает Вера Кузьминична. — Он почувствовал это и решился на признание… Он три года добивался моей руки. Я вообще по натуре однолюб. И если я действительно люблю — то люблю…
— Ваше любимое слово – «люблю». А что не любит Вера Васильева?
— Не люблю? Даже не знаю… По-прежнему все люблю: жизнь, людей, мужа своего, кота Филимона. Не люблю, пожалуй, когда нечего делать…
В спектакле «Свадьба с приданым» герой Владимира Ушакова говорил героине Веры Васильевой: «Я ее больше жизни буду любить, голубушку мою…». Слова со сцены перешли в жизнь. Детей Бог не дал Владимиру Петровичу и Вере Кузьминичне. И всю любовь и нежность они подарил друг другу.
Возраст
Васильева не скрывает свой возраст. Но он ничего не значит, когда видишь стройную, подтянутую женщину — уж никак не бабушку 85 лет!
— Вера Кузьминична, вам 85, но вы по-прежнему выглядите прекрасно. А сами вы ощущаете годы?
— Мне вообще все равно – сколько мне лет. А внешность мне досталась от родителей. Сама я только плавать люблю, а вот бегом, зарядкой никогда не занималась. Косметикой пользуюсь и женщин призываю к этому. Потому что наступает возраст, когда без косметики ты уже кажешься себе… страшной! А подкрасишься – и вроде уже ничего! Но на это тоже настроение нужно, теперь я это понимаю. Мне всегда по ощущениям было лет 40-50. А как заболел любимый человек, сразу стало понятно, что мы , увы, не молоды… К тому же ушло много близких и любимых мною людей, друзей и коллег – Толя Папанов, Андрюша Миронов, Спартачок Мишулин… Все меньше остается людей, с которыми прошли через разные жизненные испытания. Тут хочешь – не хочешь, а возраст будешь чувствовать…
— Вы больше 60 лет на сцене. Наверняка бывает, что усталость накапливается и нужно отдохнуть. Как тогда отдыхаете?
— Отдыхать от чего: от жизни или от работы? От работы я не устаю. А от жизни отдыхаю на сцене… Когда с Владимиром Петровичем устаем от мегаполиса — уезжаем в Подмосковье. Там нам хорошо. На курорты ехать не можем, потому что из-за плохого самочувствия мужа мы должны быть рядом с больницей, где его лечат.
— Вера Кузьминична, несколько лет вы работали в Орле, в Твери, много гастролировали по России. Какие воспоминания остались об этом периоде жизни, о городах, о людях?
— Я очень любила бродить по тихим улочкам провинциальных городов, любоваться истинной Россией. Сейчас, когда настал не самый легкий период жизни, эти воспоминания меня очень поддерживают. Была бы возможность — я бы и сейчас с удовольствием поездила бы по России. Хотя, как говорится, не будем терять надежды: авось, увидимся, дорогие!
Лариса Зелинская, фото Валерии Хващевской.