Когда в Удомле состоялось открытие Калининской атомной электростанции, я, как и многие мои земляки, испытал неподдельную радость. Наконец-то, был реализован гигантский амбициозный проект! КАЭС стала флагманом всей промышленности области. Вокруг станции возник новый современный город. Это было здорово!
И это было почти четверть века назад.
Включение в единую энергосистему страны первого блока КАЭС стало действительно эпохальным событием. И мы, журналисты, чувствовали тогда свою сопричастность к этому грандиозному строительству. Возведению КАЭС был придан статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. В областной молодежной газете "Смена" мы на протяжении нескольких лет вели своеобразную летопись этого строительства. Наша коллективная повесть так и называлась — "КАЭС". Несколько глав из этого общего труда были написаны мной. И по прошествии многих лет я этим фактом горжусь.
Прошло четверть века, но ничего более значимого с тех пор на территории области построено не было…
Вспомнить о Калининской АЭС меня заставили события, произошедшие в Твери пару недель назад. С огромной помпой на проспекте Калинина открылся новый торгово-развлекательный комплекс "Рубин" — самый большой в области. Масштабы его действительно впечатляют. Это 55 тысяч квадратных метров торговой площади! Помимо гипермаркета "Тележка" под крышей "Рубина" разместится детский парк развлечений, кинотеатр с четырьмя кинозалами 3D-формата, боулинг, каток, более 15 кафе и ресторанов и свыше 150 магазинов известных торговых марок. Все это, несомненно, впечатляет. Неудивительно, что на открытии комплекса присутствовал и губернатор Дмитрий Зеленин, и глава городской администрации Василий Толоко. Конечно же, губернатор абсолютно прав, говоря, что открытие такого крупного торгового комплекса является серьезной поддержкой экономики региона. Ведь здесь предполагается почти три тысячи новых рабочих мест! Весомыми будут и налоговые вливания в бюджет. Нельзя забывать и о хороших возможностях для местных производителей по реализации своей продукции.
Да, все это так, и мы вправе поздравить всех тверичан с появлением современного центра торговли и досуга. Но почему-то у меня все равно щемит под ложечкой, когда я проезжаю мимо "Рубина". Слишком хорошо еще помнятся те времена, когда на этом месте стояли ткацкие цеха легендарной "Пролетарки". Здесь кипела другая жизнь: выпускались миллионы метров востребованных хлопчатобумажных тканей. На всю страну гремело имя знаменитой ткачихи Сапуновой. Здесь рождались трудовые почины и вершились производственные рекорды. Люди с "Пролетарки" испытывали гордость и за свой орденоносный комбинат, и за свой труд.
Нынче о флагмане легкой промышленности страны напоминает лишь название Дворца культуры да стоящий напротив сверкающего огнями "Рубина" памятник "Договору тысяч". Нет больше легендарной "Пролетарки". Нет и трикотажного объединения. Практически исчезло объединение "Химволокно", "Калининмашдеталь". Что стало с заводами "Центросвар", имени 1-го Мая, с десятками других крупных промышленных предприятий областного центра? Что мы получили взамен многотысячных по числу работников производств? Несколько крохотных мини-заводиков с десятками рабочих мест.
Да, наши промышленные монстры оказались не готовыми к конкурентной борьбе и вымерли, словно мамонты. Но без развития современного производства вымрем и мы сами. На одной торговле и развлечениях далеко не уедешь. Иначе Тверь быстро превратится в подобие города N из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова. "Кажется, что люди рождались здесь только для того, чтобы помыться, побриться и умереть". (Прошу простить за возможную неточность цитаты.) А ведь это словно про нас написано!
Не подумайте, дорогие друзья, что таким образом хочу бросить тень на открытие торгового комплекса "Рубин". Он здесь, конечно же, ни при чем, а само его появление можно оценивать только позитивно. Просто очень хочется, чтобы мы как можно скорее возвращали утраченные позиции в сфере промышленного производства. Усилия региональной власти по привлечению в область серьезных инвестиций можно только приветствовать. Но эти усилия необходимо удвоить или даже утроить. Пока мы не растеряли свой производственный потенциал, пока наши люди не утратили своих высокопрофессиональных навыков. А то, не ровен час, даже гробы разучимся колотить и будем довольствоваться пластиковыми из-за границы.