Для друзей Валентина Ковалева его гибель так и осталась загадкой. Опытного охотника случайно застрелил на охоте его же ученик, которого он обучал охотиться на уток.
Как это произошло? В обстоятельствах этой трагедии на охоте пока не могут разобраться даже эксперты-криминалисты. Уж слишком все запутано…
Для тверского предпринимателя Валентина Ковалева охота на уток была привычным отдыхом. Заядлый рыбак и первоклассный охотник, он обожал в выходные вырваться за город и поохотиться вместе с друзьями на дичь. Тот день, 18 сентября, не был исключением. Ковалев поехал поохотиться на уток со своим лучшим другом, тоже заядлым охотником — Дмитрием Щетикиным. Вместе с ними съездить на утиную охоту решили еще двое. Это Николай Подгорный и его родственник, Александр Стариков. Кстати, последний был новичком в этом деле.
— Он на охоте был всего второй раз в жизни, — говорит о Старикове Дмитрий Щетикин, — первый раз ходил на охоту весной. А на этот раз пошел с нами… Своего ружья у него не было. Он, так сказать, только присматривался к охоте. В принципе, все так начинают. Сначала походят пару-тройку раз с опытными охотниками — чтобы для себя понять, нравится охота или нет. А уже потом думают, покупать ли свое ружье. Все-таки увлечение серьезное…
Выстрел
В лесу у деревни Суховерково Калининского района друзья-охотники устроили небольшой привал. Перекусили, снарядили ружья. Разделились на две группы: по двое пошли в обход карьеров — охотиться на уток. Стариков пошел с Ковалевым. Хотя…
— Изначально он хотел идти с Подгорным, — уточняет Дмитрий Щетикин, — но Валентин настоял, чтобы Стариков пошел непременно с ним. Почему? Как бы вам объяснить… Валентин из всех нас был самым опытным охотником. Он же и меня в свое время обучал охоте…
Видимо, и на этот раз Валентин Петрович взялся обучить новичка охотничьему делу. А через пять минут после того, как охотники разошлись, грянул выстрел. Как это произошло? Рассказывает Дмитрий Щетикин:
— Мы разошлись, прошло, наверное, минут пять. Вдруг, слышу — выстрел. Совсем рядом от меня, метрах в ста пятидесяти. И тут же жуткие крики: "Ко мне, быстрее, ко мне!" Это кричал Стариков.
Смерть
На месте Щетикин застал такую картину. Его друг лежал на земле. Рядом с ним — Стариков. Он зажимал рукой кровоточащую рану на спине Ковалева. Рядом на траве валялась двустволка. Похоже, Стариков выстрелил в Ковалева… Но как такое могло произойти?
— Стариков был в таком шоке, — продолжает Щетикин, — что не мог произнести ни слова. Одни междометья… Да это и понятно, мы все пережили такой ужас, что даже словами не передать. Думали только об одном: как Валентина спасти. Лишь бы он живым остался после такого ранения… Вызвали "скорую". Хотели сначала сами нести его до дороги, чтобы успеть довезти до больницы живым. Но он умер…
Смерть, как заключил эксперт, наступила в течение пяти-десяти минут после огнестрельного ранения. Зарядом из двустволки мужчине пробило позвоночник и травмировало внутренние органы. Шансов на спасание, как говорят врачи, не было.
Загадка
По версии следствия, картина происшедшего такова. Ковалев зарядил свою охотничью двустволку, передал его Старикову. Тот шел позади и нес ружье на плече. Затем Ковалев попросил передать ему ружье, и… В этот момент грянул выстрел. Как считает следствие, при передаче ружья Стариков случайно нажал на спусковой крючок. Но…
— Виной всему стало неосторожное обращения с оружием со стороны Старикова, — считает старший следователь Калининского межрайонного следственного отдела Дмитрий Фролов, — он нажал на спусковой крючок. Но сам Стариков этого не признает. Говорит, что не помнит, как именно произошел выстрел, поскольку был в шоке от этого. Хотя вину в инкриминируемом ему преступлении признает…
Для друзей погибшего охотника вопрос, каким образом все-таки он нажал на курок, тоже и по сей день остается загадкой. И даже они, охотники с двадцатилетним стажем, не могут найти на него ответ.
— Даже эксперты-криминалисты не могут ответить, куда уж нам пытаться, — отвечает Дмитрий Львович Щетикин — Мне больно говорить на эту тему. Для меня Валентин был самым близким человеком. Мы дружили четырнадцать лет. Он был удивительным человеком. Я потерял лучшего друга… Такого, как он уже не будет. А что касается Старикова… Знаете, чисто по-человечески его жалко…
Конечно, нам было интересно узнать и мнение самого Старикова на этот счет. Наверняка, у него есть свое объяснение причин этой трагедии на охоте. Но разговора с обвиняемым (ему предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности) не получилось. Александр Стариков наотрез отказался беседовать с корреспондентом "МВ".
— Я не готов отвечать на ваши вопросы, — заявил он, — единственное, что я могу сказать — это был чисто несчастный случай. И я никому не пожелаю через такое пройти. Мне даже с близкими трудно говорить на эту тему, не говоря уже о посторонних…
Ошибка?
Конечно, во всей этой истории много странного и непонятного. Даже для следственных органов. К примеру, непонятно, как Ковалев, опытнейший охотник, мог нарушить одну из главных заповедей? Никогда и никому не передавать заряженного ружья!
— В ходе следствия мы специально изучили законодательство по охоте, — говорит руководитель Калининского межрайонного следственного отдела Анатолий Шилович, — так вот, в правилах этот пункт жестко прописан. На охотничье оружие выдается именное (!) разрешение. И по закону, передавать заряженное охотничье ружье постороннему человеку категорически запрещено. Это знает каждый человек, который имеет охотничий билет. И, безусловно, Ковалев это прекрасно знал, и все же нарушил правило. Почему? У него уже не спросишь… Но эта ошибка стоила ему жизни.
В Следственном Управлении нам уточнили, что следствие по делу Старикова закончено и на днях передано в суд. Так что теперь вопрос о виновности или невиновности Старикова будет решать суд.
Глеб Нестеров