Здание бывшей АЗС, расположенное под адресу: Борихино поле, 1, сейчас пустует. Кирпичная постройка занесена снегом. А еще недавно на здесь, на частной мини-АЗС работали мальчишки-операторы. Одним из них был Илья Пойлов. С утра и до вечера он заправлял соляркой подъезжающие большегрузы. Так было до 5 ноября — дня, когда на АЗС разыгралась трагедия.
— После той стрельбы, что здесь была в ноябре, это предприятие закрыли, — говорит местный охранник Эдуард Маслов. — Да это и понятно… Кому охота тут работать после ТАКОГО?
«Гости»
Вечером 5 ноября Илья с пятью приятелями был на АЗС. Ребята сидели в пристройке, пили пиво — провожали в армию общего друга. Хозяина заправки в тот вечер здесь не было. Правда, свой автомобиль "Ниссан-Альмера" с травматическим пистолетом в бардачке он почему-то не побоялся оставить здесь. А заодно оставил своим операторам и ключи от машины. Около 22 часов Илья подошел к "Ниссану" начальника, открыл дверцу, чтобы достать из машины DVD-проигрыватель и… Вдруг увидел, как к пристройке подъезжает серебристый джип. Из машины вышли трое парней. Позже, на допросе Пойлов сказал, что раньше их никогда не видел. Одним из визитеров был Сергей Родионов — брат жены хозяина АЗС. С ним Родионов был, что называется, на ножах. А сюда, на АЗС разгневанный родственник приехал, разыскивая мужа сестры.
— Вели они себя так нагло и агрессивно, — вспоминают друзья Ильи, — один из парней зашел в комнату, где мы сидели. Приказал: "А теперь выходите отсюда по одному! Мигом!" А одному из нас, Олегу Ганжуеву, заехали по лицу…
Илья за всем этим наблюдал, стоя у машины своего начальника. Увидев, как один из чужаков ударил по лицу его друга, Пойлов схватился за пистолет. О том, что было дальше, он подробно рассказал в ходе следственного эксперимента. И о том, как стрелял, и о том, что было потом… Из травматичесокго пистолета "Оса" Пойлов стрелял в упор. Как установит экспертиза, все выстрелы были сделаны в расстояния меньше трех метров!
Выстрелы
Первая пуля попала Родионову в голову. Массивная пуля, пробив кость черепа, вошла в мозг. Еще мгновение — и вторую пулю (и тоже в голову) получил друг Родионова.
"Скорую" вызвал охранник Александр Назимов.
— Такие звуки странные, — вспоминает он, — как будто доски ломают. Я выскочил из сторожки. А из здания АЗС выскакивает какой-то лысый парень мне навстречу. И орет: "Скорую" быстрее вызывай!"
В реанимацию Тверской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Сергея Родионова привезли в глубокой коме.
— Спасти парня нам так и не удалось, — говорят о Сергее Родионове врачи-реаниматологи, — через неделю он умер. Пуля размозжила пациенту височную кость и проникла в головной мозг. Все-таки стреляли в него с близкого расстояния…
Жизнь друга Родионова медикам удалось спасти. Парень получил не менее серьезную травму. Вот выписка из заключения судмедэксперта: "…открытый вдавленный перелом правой теменной кости, рана теменной области головы справа в проекции перелома, ушиб головного мозга с кровоизлиянием под мягкие мозговые оболочки".
Арест
Пойлов, выстрелив в родственника своего начальника и его друга, сбежал с места преступления. Так же, как и его друзья.
Пистолет своего начальника, злосчастную "Осу, из которой стрелял, Пойлов на следующий день выбросил с моста в реку. А спустя несколько дней его задержали.
— Ко мне Пойлова привели в сопровождении оперативника, — вспоминает следователь следственного отдела по городу Твери Каншаубий Казиев, — вел он себя спокойно, хотя был очень подавлен. Понимал, что натворил. И наверняка, догадывался, что я его арестую… Преступление все-таки особо тяжкое…
— Убивать я никого не хотел, — сказал на допросе Пойлов. — Думал, друзьям угрожает опасность, поэтому и схватился за пистолет. Так вышло…
Что это было? Паника и потеря контроля над собой? Или временное расстройство психики? Впрочем, следствие не сомневается, что обвиняемый мог себя контролировать и осознавал, что делает.
— Конечно, мы назначили ему экспертизу, — говорит следователь, — и врачи подтвердили нам, что наш арестант вменяем. А значит, он контролировал свои действия…
Приговор
27 декабря прокурор Пролетарского района Олег Алексеев утвердил обвинительное заключение. Пойлова обвиняют по тяжкой статье. Она звучит так: "причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в отношении двух лиц, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего".
Признает ли Пойлова виновным суд? Если да — парню грозит более чем солидный срок. Уголовная ответственность по такой статье предусматривает до десяти лет лишения свободы.
— Мы запрашивали характеристику на него, — говорит о Пойлове следователь. — Не судим, проблем с законом не имел, ни за что раньше не привлекался…
Свой юбилей (26 января Илье исполнится 20 лет) он, очевидно, встретит в тюрьме. Горькая, непоправимая трагедия. И для семьи Ильи Пойлова, и для родных Сергея Родионова…
Комментарий
Самое страшное то, что подобные случаи для нашего города стали обыденностью! И дела подобного рода, когда люди получают тяжелые травмы, уже никого не удивляют. Более того: подобных дел в судах — десятки! И причина трагедий, как правило, одна — ненадлежащее хранение оружие. Об этом говорит и прокурор Пролетарского района Твери Олег Александров, который выносил обвинительное заключение по делу Ильи Пойлова.
— На самом деле травматическое оружие гораздо опаснее, чем многие полагают, — говорит Олег Алексеевич. — А люди, которым выдают на него разрешение, не задумываются о последствиях небрежного обращения с оружием. Та же самая "Оса" в последнее время регулярно мелькает в милицейских сводках. Сколько людей гибнет по чьей-то халатности! Недавняя трагедия на Борихином поле — тому подтверждение! Ведь если разобраться: почему этот подсудимый взял пистолет? Как он у него оказался? Потому что оружие было доступно…
Действительно, если бы хозяин пистолета хранил его должным образом (как и предписано по закону), несчастья не произошло бы… И не было бы ни жертв, ни парня, который в 19 лет сядет в тюрьму.
Глеб Нестеров