20 сентября исполняется 12 лет со дня трагического события – схода ледника Колка в Кармадонском ущелье Северной Осетии, в результате которого пропали без вести 125 человек. Среди них была съемочная группа режиссера Сергея Бодрова-младшего, который в горах Кавказа снимал свой фильм «Связной».
Родные пропавших под черным льдом людей объединились и почти два года вели поиски — сначала живых, потом – хотя бы погибших… Ценой неимоверных моральных и физических усилий добровольцы прорыли 70-метровый лаз в ледяной толще, а затем пробили вход в тоннель, в котором могли укрыться Сергей Бодров и его команда. Но в тоннеле никого не оказалось…
И вот, спустя 12 лет, на место трагедии выехала съемочная группа программы «Х-версии. Громкие дела» телеканала ТВ-3. Специальный корреспондент программы Дмитрий Штоколов привез в Кармадонское ущелье экстрасенса Анатолия Леденева. Им предстояло ответить на вопросы, которые до сих пор не дают жить спокойно тем, кто потерял родных. Была ли неизбежной трагедия в Кармадоне? Можно ли было предотвратить гибель людей? И будет ли когда-то найдено место гибели съемочной группы Сергея Бодрова? Наш корреспондент первым встретился с участниками этой экспедиции после их возвращения с Северного Кавказа.
Смерть
Всегда спокойный и уверенный в себе экстрасенс Анатолий Леденев оцепенел, увидев воочию, что оставил после себя сошедший ледник. Глыба льда и камней весом – только вдумайтесь – десятки миллионов тонн, сорвавшись с вершины горы, в считаные секунды снесла на своем пути село Кармадон, накрыв километровым слоем льда и камней ущелье, через которое шла единственная автомобильная дорога на «большую землю». За эти 12 лет лед растаял и заметно осел, кое-где оголив прежние участки дороги. Но большая часть площади так и осталась серой безжизненной долиной, пропитанной человеческим ужасом и беспомощностью перед природной стихией и самой судьбой.
— Мне пришлось несколько раз возвращаться на то место, где предположительно могли укрыться Сергей Бодров и его коллеги – актеры из Москвы и осетинского конного театра «Нарты», — вспоминает экстрасенс Анатолий Леденев. – И каждый раз мне становилось невыносимо плохо, мне хотелось бежать как можно дальше. Там, где прошел ледник, невозможно находиться, так как там сконцентрирована страшная энергия смерти, разрушения. И она никуда не ушла за это время. Более того, когда я лечу людей, я всегда представляю, что извлекаю из них болезнь и выбрасываю ее далеко-далеко, в какое-то абстрактное ущелье. И вот, я приезжаю в Кармадон и вижу как раз то место, куда я «выбрасывал» болезни своих пациентов. Я попал в собственные сети!
Духи
Экстрасенс Анатолий Леденев уверен, что трагедия в горах – не простое стечение обстоятельств.
— Это не выдумки и не страшная сказка для взрослых, — говорит Леденев. — Неподалеку от Кармадонского ущелья находится известное историческое место — Город Мертвых. Это поселение конца первого тысячелетия нашей эры, которое было создано людьми, зараженными чумой. Они из последних сил строили эти маленькие домики, замуровывались изнутри и доживали там последние дни, чтобы никого не заражать. Веками эти места внушали священный ужас местным жителям, а потом туда стали ездить туристы… Духи восстали против этого…
Что же увидел экстрасенс?
Рок
Сергей Бодров в те роковые дни приехал в Северную Осетию, чтобы снять свой новый фильм «Связной». Он был режиссером, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей.
— Бодров долго искал актера на роль спецназовца Лехи, — рассказывает актер Асланбек Гаалов. — Практически до первого съемочного дня он надеялся, что нужный ему актер найдется. Но этого не произошло. И тогда все стали уговаривать, чтобы Бодров сам сыграл Леху — он действительно идеально подходил для этой роли.
Вторую главную роль в «Связном» должен был сыграть молодой осетинский актер Хажби Галазов. Ради роли у Сергея Бодрова он пошел на отчаянный поступок – на пробах взял в руки настоящую змею и на глазах у столичных киношников… выгрыз сердце змеи и съел его! Так Хажби он продемонстрировал собственное бесстрашие, которым он должен был наделить своего главного героя – моряка Иляса.
— Трудно найти логическое объяснение, но именно Иляс и Леха в конце фильма погибают, — рассказывает Асланбек Гаалов. – И это первая роль Бодрова, когда его герой не смог обмануть судьбу…
Примечательно, что в фильме было еще две роли – женская и мужская, их герои в конце остаются в живых. И, хотите верьте, хотите нет, но именно эти актеры остались живы – по счастливому стечению обстоятельств они в этот день не попали на съемочную площадку. Дмитрий Штоколов во время своей экспедиции сумел их разыскать…
«Надежда»
Справедливости ради надо сказать, что съемочная группа ТВ-3 проделала колоссальную работу, а ведущий цикла Дмитрий Штоколов встретился с добровольцами, которые почти два года провели в горах в поисках своих родных.
— Там простые люди разбили лагерь, которому дали название «Надежда», — рассказывает спецкор. — И эта надежда давала им силы бороться со льдом, пробиваться в каменный тоннель, в котором могли спастись люди. Это давало им силы жить дальше.
— Сначала мы искали своих родных, — рассказывает мать актера Хажби Роза Галазова. – А потом все мы стали родными людьми, и искали хотя бы кого-нибудь. Каждый найденный и спасенный нами человек был бы нам родным… Недавно мне приснился мой любимый сынок, — рассказала Дмитрия Штоколову Роза Галазова. – Хажби сказал мне: «Мама, не плачь, мне плохо, когда ты плачешь. Лучше танцуй, как мы танцевали с тобой…» И теперь, как бы мне плохо не было, я нахожу в себе силы и танцую – каждый день…
Мария Донская