(Продолжение. Начало в предыдущем номере «МВ»)
Газовая атака
Так уж получилось, что в мои руки почти одновременно попали две интересные книги.
Одну из них «Россия 2000-2008: рассвет или закат?» прислал мне с дарственной надписью ее автор, глубоко уважаемый мною Николай Сергеевич Леонов, с которым мы оба сотрудничаем в журнале «Русский дом». Другая, написанная Натальей Гриб, «Газовый император» была подарена мне друзьями.
Николай Сергеевич, в прошлом руководитель аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенант, а ныне доктор исторических наук, профессор МГИМО, деятельность В.В. Путина на посту президента России оценивает взыскательно и критично. Я согласен со многими его доводами, да и сам неоднократно критиковал Путина в СМИ. Взгляды мои по ряду принципиальных вопросов известны из моих публикаций в печати. Речь идет, в частности, о необходимости пересмотреть Земельный кодекс, запретив куплю-продажу земли, об увеличении государственной поддержки села, о прекращении телевизионного терроризма, оболванивающего народ и т.д.
С другой стороны, обозреватель по энергополитике издательского дома «КоммерсантЪ» Наталья Гриб, скрупулезно анализируя деятельность В.В. Путина в одной лишь сфере – нефтегазовой, открыла мне его как хитрого, скрытного политика, умного экономиста, проделавшего большую работу по укреплению государственности России за счет эффективного использования в этих целях такого оружия как наши энергетические ресурсы. Суть здесь в том, что после развала Советского Союза транзитные трубопроводы из России в Европу оказались под контролем республик СНГ и Балтии. Безусловно, это влияло на энергобезопасность России, создавало проблемы с бюджетом («Газпром» дает свыше 20 процентов поступлений в бюджет России), и с этим требовалось что-то делать. Начало было положено в конце 90-х годов, когда «Газпром», опять же без особого шума, вошел в число акционеров газотранспортных компаний Литвы, Латвии и Армении. Затем была предпринята газовая атака против Молдавии, приведшая к тому, что в 2006 году российская монополия взяла под свой контроль «Молдовгаз». Дальше дело обстояло сложнее, однако в переговорах с Белоруссией и Украиной удалось добиться результата, усиливающего влияние России на энерготранспортную систему Европы, хотя сами методы, как мне представляется, были не всегда приемлемыми, особенно в отношении Белоруссии. Еще сложнее оказалось вести дела с республиками Средней Азии, но и на этом направлении был достигнут впечатляющий прогресс. Следом были взяты голландские, немецкие, итальянские энергетические «высоты». А президент Италии Сильвио Берлускони даже стал заявлять о себе как о личном друге Владимира Путина и его «лучшем адвокате».
«Команда второго президента России Владимира Путина никогда не критиковала энергополитику времен первого президента Бориса Ельцина ошибочной, но смена приоритетов была слишком очевидной – если в первые 10 лет новейшей истории России Москва раздавала энергоресурсы в любые руки в ожидании инвестиций, то во второе десятилетие она собирает их назад. Третий президент поддерживает доктрину Путина», — пишет в своей книге Наталья Гриб. А вот еще одно высказывание, но уже с противоположной стороны. « Никогда в прошлом, ни во времена царей и генсеков Россия не была столь мощной исключительно благодаря своим ресурсам. Во времена «холодной войны», когда миром правили ядерные арсеналы, Запад имел паритет с СССР. Сейчас, когда миром правят нефть и газ, нам нечего противопоставить Москве», — считает заместитель директора Дейвис-центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете доктор философии Маршалл Голдман.
Таким образом, очевиден тот факт, что в результате действий В.В. Путина и его команды за короткий срок удалось поднять энергетический престиж нашей страны. Это вызывает растущую обеспокоенность на Западе и, прежде всего, в Лондоне, который всегда в большей степени ассоциировал себя с Соединенными Штатами Америки, нежели с остальной Западной Европой. Неспроста, наверное, там нашли пристанище беглый олигарх, юркий, как личинка миноги, Б. Березовский, один из руководителей чеченских боевиков Ахмед Закаев, многие другие, прямо скажем, недружелюбно настроенные по отношению к России и к ее руководству люди. Неспроста, там же, в Лондоне, была раздута шумиха вокруг отравления полонием сбежавшего на Запад бывшего работника российских спецслужб Литвиненко, что было, видимо, тщательно спланированной операцией западных спецслужб. А цель все та же – Владимир Путин.
При рассмотрении энергетической темы, конечно же, невозможно не коснуться темы «Юкоса» и осужденного за совершенные преступления руководителя этой компании М. Ходорковского. Почему на Западе такой гвалт по этому поводу, поддерживаемый гвалтом российских американизированных либералов? И почему столь тверд в этом отношении В.Путин, а теперь, как выяснилось после пресс-конференции в Давосе, путинскую позицию поддержал и Д. Медведев? Вот как отвечает на эти вопросы «Русский вестник» (№3, 20011 г.): «С выходом из тюрьмы Ходорковского через любой «независимый» суд в Страсбурге, Лондоне или где-нибудь в Нью-Йорке, легко решится вопрос по российской нефти. Если кто забыл, то на ЮКОС, по мнению экспертов, получено лицензий на 70 процентов запасов нефти РФ, а старший Буш тогда же приезжал в Россию и сообщил, что эту «самую прозрачную в России компанию» решила купить американская Exxon». 15 процентов контролируемых «ТНК-ВР» («Бритиш Петролеум»), плюс 70 процентов «Exxon» — всего 85 процентов. «Такая вот загогулина получается». Так что, есть, за что Соединенным Штатам Америки не любить Путина. Он не отдает им (по крайне мере, пытается это сделать) ресурсы России, и за это держит удар необычайной силы. Это куда серьезнее всяких там предвыборных игр с их пиаровской трескотней.
К сожалению, многие не понимают этого, а некоторые подвержены давлению со стороны и искушаются деньгами, чтобы на площадях горлопанить «Свободу Ходорковскому», в то время когда на кону стоят государственные интересы России. В какой мере понимают это балерина Анастасия Волочкова и певец Александр Буйнов, я не знаю. Дело в том, что оба дезавуировали (отозвали) свои подписи под коллективным обращением шестилетней давности с требованием наказать Ходорковского за совершенные им преступления. За преступления, подчеркнем, доказанные судом. Волочкову, мол, заставили это сделать. Буйнов же подписал обращение по глупости. Они, вероятно, не заслуживали бы упоминания о них, если бы их эквилибристика не отражала внутреннюю сущность значительной части нашей интеллигенции. Правда, слово «интеллигенция» в данном случае вряд ли уместно. Правильнее сказать — «гламурная публика». Одного не пойму: «Зачем и кому понадобилось принимать балерину в партию «Единая Россия», из которой она столь демонстративно вышла? Там и без нее различных «акробаток» хватало.
Тяжелым испытанием для России явилась война, которую развязала против Южной Осетии Грузия. Понятно, что это была война Запада против России, против ее интересов на Кавказе. Для России эта война была «моментом истины». Сколько можно отступать, оправдываться?! Не пора ли показать «товарищу волку» зубы! И они были показаны. Нашим руководством было принято единственно верное решение укротить агрессора военным путем, чего западные лидеры от нас не ожидали. Наши танки не дошли до Тбилиси, хотя и могли это сделать. Россия дала миру понять, что она готова решительно отстаивать свои интересы. Правда, подлинные организаторы этой войны Израиль и США, остались на заднем плане. Кто-то всесильный наложил вето на то, чтобы вывести их публично «за ушко, да на солнышко». Однако это не мешает осознанию того факта, что война явилась поворотным пунктом в расстановке сил на мировой арене. После нее однополярный мир в практическом смысле перестал существовать.
Сколько потом было шума, истерии, протестов, миссий ОБСЕ, но, как говорится, дело было сделано: Южная Осетия и Абхазия стали самостоятельными государствами, дружественными по отношению к России. Впрочем, благодушествовать еще рано. По сообщениям некоторых СМИ, либеральное крыло в российском истеблишменте пытается завести с Западом торг. Его смысл заключается в следующем. Президент Южной Осетии Э. Какойты покидает свой пост. Южная Осетия переходит как конфедеративная часть под крыло Грузии. Разменной же монетой является будто бы отставка президента Грузии М. Саакашвили. Опасная это затея. При возможной ее реализации потеряем в лице Южной Осетии авторитетного союзника России, а в Грузии приобретем еще один проамериканский субстрат. Допустить подобное развитие событий нельзя. К тому же, нормализация отношений с Грузией возможна и без этого. Для этого есть апробированные экономические рычаги.
Как бы то ни было, в эпоху президентства Путина государство было укреплено. Да, оно пока во многих отношениях еще слабое, у него нет еще ярко выраженной государственнической идеологии, имеются серьезные пробелы в законодательстве, оно сильно криминализовано, ослаблена реформизмом армия, некоторые фигуры во власти представляются мне фигурами одиозными, вредными для российской государственности… Но где вы видели, чтобы новое создавалось стерильно, без сопротивления изнутри и извне, без всевозможных издержек? Взять, к примеру, вопросы собственности. Еще выдающийся русский писатель и мыслитель Василий Розанов отмечал: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается». Будто бы про сегодняшний день сказано. И здесь напрашивается еще одно, немаловажное, как я считаю, отступление.
Конечно, можно патетически, искренне, с болью душевной говорить о чистоте, благородстве тех или иных замыслов. В том числе и в экономической политике. Но, увы, нравственная чистота реализации замыслов в окружающей нас реальности зачастую выглядит иллюзией. Так уж устроен наш бренный мир, что в нем всегда есть место силам и добра и зла. И в этом противоборстве важны не только протекционизм со стороны государства тем или иным здоровым силам и позитивным явлениям, но и недопущение того, что в православии называется дьявольским поспешанием. Это когда вроде бы действуешь по совести, из благих побуждений, а в итоге получаешь сугубо отрицательный результат. Таких примеров в нашей истории более чем достаточно. Разделяли обкомы на сельские и городские, создавали совнархозы, внедряли поголовно кукурузу, резали на металлолом готовые уже к сдаче в строй крейсеры…
Да и в наши дни немало делается такого, что вроде бы предусматривает улучшение, а получается-то ухудшение. Снимаем голову, а потом начинаем плакать по волосам. Одна бездумная, а точнее сказать, вредительская, реформа в энергетике чего стоит! Реформировали почту, а письма стали ходить дольше. Приняли новый Земельный кодекс, а земля или не возделывается, или стала предметом спекуляции. Или вот, поувольняли кадровых офицеров из армии, прекратили набор в военные училища, а теперь говорим: надо наращивать офицерский корпус. К слову, в передаче «Служу Отчизне!» показали сюжет, в котором корреспондент восторгался тем, что личный состав горно-стрелковой бригады кормят повара из гражданской организации, с которой, де, заключен договор на обслуживание. Но сообразил бы, садовая голова, а случись война и отправься бригада в район боевых действий, под мины и снаряды, кто ее будет кормить? Эти гражданские повара? Не подумали об этом и армейские горе-реформаторы. Многие из них и в армии-то никогда не служили. То есть везде и всюду проглядывает у нас «вредительская рука».
С другой стороны, недопущением поспешания, способного, при позитивности задуманного, дать отрицательный результат, видимо, можно отчасти объяснить сдержанное отношение Д. Медведева и В. Путина к борьбе с коррупцией. Несомненно, они отдают себе отчет в том, насколько это непростое дело в ситуации, когда коррупция проистекает не только из коррупционных брешей в ряде ранее принятых законов, но и из укоренившегося образа жизни правящей «элиты», да и всего общества. Воруют-то не только вверху, но и внизу. В практической жизни коррупция проявляется как своего рода «смазка», необходимая для работы механизма управления. Уберешь эту «смазку» непродуманным движением, и механизм может пойти вразнос. Нужно менять сам механизм, а делать это по принципу «одним махом все побивахом» опасно для стабильности государства. Поэтому удары наносятся точечные, как это, например, произошло в свое время в Твери, когда была арестована и осуждена группа депутатов Тверской городской Думы. При должной политической воле можно было найти персоналии для уголовного преследования и среди депутатов иного уровня, и среди чиновников, среди работников правоохранительных (нередко они проявляют себя как кланоохранительные) органов, но ударили по городским избранникам. Не будем гадать, почему именно в эту точку. Куда важнее то, что тем самым был дан недвусмысленный «сигнал» другим властным персоналиям: за содеянное надо расплачиваться.
Правда, надо отметить, что за истекшее с той поры время немало громких антикоррупционных «сигналов» дано и в общероссийском масштабе. Административный статус тех, кто подпадает под уголовное преследование, постоянно повышается. Начали сажать мэров городов, заместителей губернаторов, милицейских генералов. Глядишь, дойдет дело до других силовых служб, отдельные представители которых «крышуют» криминальных высокопоставленных чиновников и вставляют палки в колеса тем, кто действительно желает бороться с коррупцией. Неплохо бы заглянуть в прокурорскую, судейскую среду, где «спускается на тормозах» немалое количество дел. Даже навскидку могу назвать их по Тверской области не менее десятка. Не пора ли к ним вернуться? Как это было сделано в станице Кущевской?
Полагаю, В. Путин еще во время своего президентства осознал: действенная борьба с коррупцией невозможна без качественного изменения «элиты». Вместо тех, кто способен лишь прибирать к рукам и бесконечно перекупать предприятия, землю, леса и т.д. должна прийти элита созидания, элита плоть от плоти часть своего народа. Но просто сказать: «Должна!», а как сделать это практически? Когда-то Иосиф Сталин бросил фразу: «У меня других писателей нет». Так и у В. Путина, а теперь и у нового президента Д. Медведева, нет другой элиты. Искусственно, быстрыми механическими назначениями и перемещениями успеха здесь не добьешься. К тому же, этот процесс, обусловлен состоянием общества. Ускорить его можно преференциями со стороны власти всему тому, что созидает и укрепляет Россию, но этого недостаточно. Здесь требуются эффективные усилия всего нашего народа. Но многие, даже очень многие, предпочитают быть в роли сторонних наблюдателей. Ругать власть проще, чем способствовать ее очищению и укреплению.
(Продолжение читайте в следующем номере)