Ирина Алферова снискала славу женщины требовательной, если не сказать – капризной. Лишнего слова не вытянешь, сфотографироваться не уговоришь… «Не нужно мне этого!» — говорит актриса.
И лишь серьезный повод может заставить ее на минуту остановиться перед фотокамерой, сказать что-то о себе. Такой повод, к счастью, нашелся: премьера спектакля «Письмовник. Элегия», в котором Алферова играет главную роль. Это — подарок ее родного театра «Школа современной пьесы» к юбилею – 60-летию. Алферова играет женщину, которая живет благодаря любви к мужчине, которого уже нет в живых. Его нет – а любовь есть. Так и в жизни бывает…
Это спектакль по роману современного писателя Михаила Шишкина.
На сцене — Он и Она. И музыка.
Он — актер Вадим Колганов. Она – Ирина Алферова. И пианист — лучший в мире исполнитель Рахманинова Алексей Ботвинов. Именно ему пришла в голову идея — поставить спектакль на основе этого материала. И главную роль отдать актрисе, которая воплощает в себе женственность – Ирине Алферовой…
Небольшой зал театра — в напряжении: Он и Она читают свои письма друг к другу. Они — о любви и о смерти. И о том, что влюбленные всегда вместе — даже если они далеко друг от друга…
В зрительном зале — самые дорогие Алферовой люди: мама Ксения Архиповна и дочь Ксения. Они тоже впервые видят этот спектакль. Грустный и светлый одновременно…
Мама
Ксении Архиповне в этом году исполнилось 89 лет. Раньше она жила в Новосибирске, откуда родом семья Алферовых. Несколько лет назад умерла ее старшая дочь Татьяна – и Ирина Ивановна забрала маму с племянником, сыном сестры, в Москву.
— Это был тяжелый период в жизни, — рассказывает Ирина Алферова. – Незадолго до этого у моего мужа, актера Сергея Мартынова, скоропостижно умерла первая жена, которая с детьми жила в Лондоне. Сына и дочь Сергея мы забрали в Москву. Так у нас появились сразу четверо взрослых детей. Мы очень дружно пережили то трудное время. Сейчас у каждого — своя взрослая жизнь. Дети Сергея вернулись в Лондон, работают там. Сын сестры Саша работает в Москве – он юрист. Моя дочь Ксения – востребованная актриса, молодая мама. С мужем Егором Бероевым они воспитывают мою чудесную внучку Дуняшу…
Ксения Архиповна дочь боготворит. И, конечно же, пропустить премьеру она не могла. Смотрела спектакль от начала до конца, изредка прислоняя платочек к глазам.
— Ксения Архиповна, вам спектакль понравился?
— Очень… Но в какой-то момент я подумала: если бы на месте этого молодого актера был Саша Абдулов — это был бы совсем другой спектакль. Вадим очень хорошо играет. Но так, как играл Саша, никто не может. Такого актера больше не будет. И как зятя я его очень любила. А он меня уважал. Даже в последнее время — встретит если меня где — обнимет, расцелует, спросит, как здоровье… Что там у них с Ирочкой произошло по молодости – я не знаю и знать уже не хочу. А Саша мне и во сне часто снится — даже как-то замуж за него выйти предлагал! Но я даже во сне подумала: «Нет, Саша! Я понимаю, что ты имеешь в виду… А я еще пожить хочу, на внуков и правнучку порадоваться…». Жалко его — рано ушел… И слава Богу, что Ирочка в жизни свое счастье нашла: у нее прекрасный муж и большая семья!
Трудности
Алферова пережила десятилетие профессионального застоя, развод с Александром Абдуловым… Нашла в себе силы снова поверить в профессию и в себя. Сегодня Ирина блистает на сцене театра «Школа современной пьесы». И читает многочисленные киносценарии, которые современные режиссеры несут и несут ей пачками.
— Для меня театр значит очень многое. Это мой второй дом! С кино у меня отношения складываются непросто… У любого нормального актера на первом месте — роль, а затем уже гонорар. Там, где стоит выбор: деньги или замечательная роль – большинство выберут роль. Но, видимо, у современных продюсеров сложилось мнение, что теперь актер сначала думает о деньгах. Потому что первое, что говорят продюсеры, когда делают предложение сниматься: «Сколько вы хотите?» Я говорю: «Подождите — дайте сценарий почитать!» Но в основном приходится отказываться — предлагают какие-то ужасные роли, ужасные сценарии… Деньги, конечно же, важны, нужны. Но жили мы и раньше как-то без них, и сегодня не пропадем!
Красота
Красоту Алферовой всегда ставили в укор. И ни известный супруг – актер Александр Абдулов, ни восторженное отношение поклонников, которые сходили с ума по Алферовой, не осыпали профессиональный путь актрисы лепестками роз. Как раз все это чуть не сломало ей жизнь. После грандиозного успеха, которые ей принес фильм «Хождение по мукам», Алферову престали снимать – уж слишком красивой она оказалась на экране. Больше десяти лет ее не снимали вообще, присвоив негласный статус «актрисы самого-самого дальнего плана». Она попыталась утвердиться как театральная актриса – но в «Ленкоме», куда ее пригласил сам Марк Захаров, о ролях первого плана она только мечтала – годами…
Но справедливость есть. Смирение и мужество, с которыми Ирина Ивановна встречала жизненные невзгоды, были не напрасны. Ирина Алферова состоялась в жизни и профессии благодаря своему характеру. А не красоте, как принято считать.
— На самом деле, красота – это подарок Бога, — говорит Ирина Алферова. — И очень жалко, что у нас в кинематографе вообще этот вопрос может стоять: нужны ли нам красивые актрисы? У нас красота считается чуть ли не пороком. Хотя западных актрисы мы любим красивых. А про своих так считаем: если не красивая — то талантливая, если красивая – то нет… Я с этим не согласна…
— То есть, вы не использовали свою внешность?
— Нет. Нужно было что-то доказывать, куда-то пробиваться. Играть чужую роль. А я вообще не люблю, когда играют…
Лариса Зелинская