Съемки нового сезона «Каменской» только-только завершились. К зрителям снова вернутся полюбившиеся герои — в том числе и полковник «Колобок» Гордеев в исполнении замечательного актера, народного артиста России Сергея Никоненко.
Авторы фильма обещают, что новые серии будут необычайно захватывающими и интересными. И это не мудрено — ведь в этот раз сценарий написала сама Александра Маринина, автор романов о Каменской.
Хорошее кино требует полной отдачи, а у Никоненко еще и юбилей на носу – 70 лет! Однако Сергей Петрович согласился уделить нам время, чтобы рассказать о том, с каким настроением он подходит к своему серьезному юбилею и какие планы он вынашивает…
Мастер
— Сергей Петрович, вы — известный актер, сценарист, режиссер. Но мало кто знает, что вы еще и основатель музея Сергея Есенина!
— Это правда. В 1971 году я сыграл Есенина в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…». И после этого создал музей. Он расположен в Есенинском культурном центре, что в переулке Сивцев Вражек в центре Москвы… Есенин, безусловно — великий поэт! И когда я его играл — проникся этим человеком, этим образом. И захотелось оживить то время, в котором он жил…
— Трудно было создавать музей?
— Основную часть времени заняло не собирание экспозиции, а «пробивание» этого дела. Наши чиновники – это какой-то отдельный класс, с которым неимоверно трудно общаться и договариваться о чем-то. Они почему-то были уверены, что музей – лишь прикрытие для каких-то «темных делишек», и долго отказывали в регистрации. А мне лишь хотелось все узаконить. Но даже после того, как ведущие эксперты Москомимущества единогласно проголосовали за то, чтобы музей считался новым памятником литературы и истории — чиновники все равно согласились не сразу. Но, слава Богу — все срослось, и музей работает. Иногда я сам провожу в нем экскурсии.
— Там большая экспозиция?
— Огромная — около двух тысяч единиц хранения! Получился памятник целой эпохи! Все предметы быта, все мелочи – вплоть до иголок — все соответствует тому времени!
Студенты
— У вас во ВГИКе был «звездный» курс: вы учились с Ларисой Лужиной, Галиной Польских, Лидией Федосеевой-Шукшиной. Наверное, студенческая жизнь была бурная?
— Невероятно бурная! Много творческих споров было – чуть ли не до драки!
— А как вы отдыхали в студенческие годы?
— У нас все было просто – не то, что сейчас у молодых! Если намечался какой-нибудь праздник — мы шли в магазин, покупали бутылку водки, черный хлеб и докторскую колбасу, а девчонкам отдельно — винца. И это был уже такой хороший, приличный банкет.
— А сейчас встречаетесь с кем-нибудь из тех, с кем вы учились?
— Ну, сейчас уже, к сожалению, многих нет в живых. С Ларисой Лужиной встречаюсь, пожалуй, чаще, чем с остальными. Еще часто вижусь с композитором Кареном Хачатуряном…
Фильмы
— У вас очень богатая фильмография: больше 200 фильмов. Вы сами-то все их видели?
— Ну, фильмы практически все смотрел. Но когда речь идет о сериалах — скажем, «Любовь как любовь», где 320 серий — то тут всего не пересмотришь!
— Что вас может заставить отказаться от предложенной роли?
— Разные вещи. Например, отношение режиссера к работе и к актерам. Был в недавнем прошлом такой случай: меня, Женю Стычкина и Николая Бурляева вызвал один австрийский режиссер сыграть в своем фильме. Стычкина поселили в номер, окна которого выходили на проезжую часть. Он всю ночь не мог заснуть, потому что под окнами ревели машины, и попросил переселить его в другой номер. Режиссер счел просьбу капризом и сказал, что не будет с Женей работать. Я тогда сказал: «Он хочет выходить на работу отдохнувшим, со свежей головой. Он ради работы это просит!» А режиссер мне: «Не вмешивайтесь, это — не ваше дело!» Я сказал, что в таком случае тоже ухожу с проекта. А вслед за мной ушел и Коля Бурляев. У нас оставался один день в Вене перед отъездом. Мы погуляли, посмотрели город, выпили… В общем, прекрасно провели время. А про того режиссера и вовсе забыли!.. Еще бывает так, что дают роль, а ты читаешь — и понимаешь, что играть нечего: нет драматургии! У Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» мне дали роль Якова, слуги у генеральши Войницевой. И я Михалкову сказал: «Тут же нечего играть! Не могу же я весь фильм ходить за генеральшей с подносом!» В итоге сценарий немного доработали — и все встало на свои места…
— Кто ваш главный критик и советчик?
— Как писал Пушкин: «Ты сам свой высший суд: всех строже оценить умеешь ты свой труд!»
— А к критике как относитесь?
— Снова отвечу словами Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…».
Здоровье
— Востребованность требует большой физической отдачи, здоровья. Как поддерживаете себя в форме?
— Делаю гимнастику по утрам. А вот к серьезному спорту отношусь с осторожностью — дело это достаточно сложное и даже опасное. Спортом, как и любым другим делом, надо жить. Взять, например, футболистов наших: все они очень избалованы славой, деньгами, пиаром всяким. Это им мешает играть по-настоящему. Я дружил в свое время с Эдуардом Стрельцовым — так вот, он был настоящим футболистом! Он бы и бесплатно играл — потому что в этом был смысл его жизни.
— К вопросу о здоровье. Много лет назад вы бросили курить. Как вам это удалось?
— На самом деле — я и начинать не собирался. Во ВГИКе все курили, а мне нравилось быть оригинальным, и я не притрагивался к сигарете. Но когда играл главную роль в фильме «Журналист», режиссер Сергей Герасимов сказал: «Журналисты все курят. Ради реалистичности надо и тебе в кадре курить». Я попробовал — и втянулся, так и начал курить. А печальным примером мне послужил мой давний друг Александр Абдулов: он курил по пять пачек в день! В 54 года уйти из жизни – это ужасно! Нас это так всех потрясло! И я тогда понял, что пора завязывать. В «Герое нашего времени», где я играл Максима Максимовича, я в одной из сцен должен был курить трубку. Так вот, я даже там просто пускаю дым, не втягивая его в легкие…
— Вы следите за тем, какие продукты находятся у вас на столе, в холодильнике?
— Это трудно контролировать в большом городе. Продукты покупаем на рынке, что-то — в оптовых магазинах. Своего огорода у нас нет, и времени на него нет — ни у меня, ни у жены. Я занимаюсь работой, она – воспитанием внука. Нет у нас домика в деревне!
Семья
— А корни деревенские в роду вашем есть?
— А как же! Мой дед – деревенский плотник. 12 детей вырастил и прокормил, работая одним топором. Это отец моего отца – дед Никанор. В его честь я назвал своего сына. А сын назвал своего сына в честь своего деда – моего отца. И теперь у нас растет Петр Никанорович — тезка моего отца, Петр Никанорович-второй!
— Вы с вашей женой Екатериной Ворониной уже 40 лет вместе. Есть ли секрет долголетия брака?
— Я думаю, разводы происходят из-за гордыни. Люди разучились понимать друг друга, уступать, прощать. А семья – это огромная ответственность, от которой сегодня многие стараются убежать!
Работа
— В каких съемках вы сейчас задействованы?
— Снимается фильм «Бомбила» — об одном человеке, подрабатывающем частным извозом. Я играю следователя с очень непростой судьбой… Взялся за работу, потому что следователей играл уже много раз. В этот раз попытался сделать образ, отличный от «Колобка» Гордеева из «Каменской».
— Вы так давно его играете — не надоела эта роль?
— Нет, не надоела. Когда сценарий хорошо написан — то и играть интересно. А новый сценарий Марининой очень хорош!
Илья Пурчел