Легендарный композитор — одних песен больше трехсот! – Владимир Шаинский отметил 85-летие. И готовится к еще одному серьезному юбилею – 25-летию совместной жизни с женой Светланой.
Когда-то их брак наделал много шума. Еще бы! Известный композитор, награжденный всеми существующими профессиональными наградами в стране, женится на юной, никому не известной девушке. Разница в возрасте у жениха и невесты – 41 год. Мало кто верил в серьезность этих отношений. Но Владимиру Яковлевичу и Светлане чужое мнение не интересно. Они много шутят, смеются, любят своих и чужих детей. И те им отвечают взаимностью. На юбилейном концерте знаменитого ансамбля «Непоседы» символический Орден детства был вручен именно Владимиру Шаинскому!
— Я очень люблю, когда мне что-то такое вручают, — сказал Владимир Яковлевич. — Настроение у меня от этого улучшается, хотя оно всегда хорошее!
— Сколько вам лет в душе? Ведь говорят, чтобы писать детские песни, нужно быть в душе ребенком.
— Я уже немножечко не ребенок, но вот моя жена – она пока еще держится!
Светлана – это и есть его главная награда: орден Любви, которым Владимир Яковлевич наградил себя сам 25 лет назад.
Дети
— Светлана, расскажите о ваших с Владимиром Яковлевичем детях.
— Дочке Ане скоро будет 21. Она с нами, в Америке, учится. А сын Слава в Москве — ему 23 года, он заканчивает в России звукорежиссерский факультет, скоро последний экзамен.
— Как часто вы бываете в России?
— Когда приглашают, когда тут есть дела — мы и приезжаем. Были с ноября по январь. Сейчас тоже — с апреля до середины июня в Москве поживем.
— Чем детки радуют?
— Дочка заканчивает в США колледж. И уже пришло несколько приглашений из университетов — выбирает, куда ей поступать. У нее специальность – лингвистика, но она сейчас берет много спецкурсов по искусству.
— Сколько языков знает Аня?
— Кроме русского — а в Америке он как иностранный идет — английский, испанский и иврит.
— А Владимир Яковлевич какими языками владеет?
— Английский и немного немецкий знает – он его учил в школе. Он им не пользуется, но когда мы приезжаем в Германию, нам переводчик не нужен. У него очень хорошая память, и он все понимает, изъясняется нормально. В американской речи много сокращений, сленгов — Владимир Яковлевич это все не очень охотно усваивает. Зато если у него спросить какое-то сложное слово — он его обязательно вспомнит! Он рассказывал, что в детстве мог прочитать страницу любого текста — и слово в слово его тут же рассказать. То есть память у Владимира Яковлевича – удивительная!
Жена
— Пришлось ли вам привыкать к тому, что ваш муж – гений?
— Нет — это сразу было видно.
— У вас, тогда 18-летней девушки, наверняка, было мало знаний о жизни вообще, а тут — такая знаменитость, такой талант… И разница в возрасте более 40 лет. Не давило это на вас?
— Наоборот — было очень интересно! Я вспоминаю: когда общалась со своими ровесниками, с ними было скучно. А с Владимиром Яковлевичем было безумно интересно! Всегда! И сейчас — несмотря на то, что в этом году мы отмечаем 25 лет совместной жизни – до сих пор нам не скучно.
— Правда ли, что в юности вам нагадали, что у вас будет муж с именем на букву «В»?
— Да, это правда. Я поехала с подружкой, у которой были личные проблемы, к одной известной гадалке. И подружка уговорила меня тоже погадать — хотя я не хотела, упиралась. На тот момент у меня был молодой человек, и гадалка вдруг мне говорит: «Ты вообще про него забудь! Твой избранник будет на букву «В», и он будет старше тебя!» Как ни странно – все сбылось! И больше я ни разу не гадала – просто боюсь…
— Ваши впечатления от первой встречи с Владимиром Яковлевичем? Вы – молоденькая девочка из бухгалтерии Союза композиторов, а он — мэтр!
— Первое впечатление: странный человек… А когда пригласил к себе – начал петь свои песни. И я удивилась: и это — его песня, и это — его песня… У меня было такое впечатление, что все песни на свете написал он – и «Не плачь девчонка», и «Когда цвели сады», и «У солдата выходной», и «Прилетит вдруг волшебник», и «Облака», и «Чунга-Чанга»… И даже «А он мне нравится!»
Песни
— А как вообще рождаются песни?
— Обычно приходит поэт с готовыми стихами, читает текст… А Владимир Яковлевич уже пытается что-то наигрывать, подбирает мелодию к словам. Чаще всего «нащупывает» ее сразу. Но с некоторыми долго возится — напишет какую-то очень красивую мелодию, и тут же говорит: «Нет, нужно попроще — такая не будет шлягером!» И начинает упрощать, упрощать… Иногда даже бывает жалко, потому что очень красивые мелодии бывают в самом начале. «Это не поймут!» — так он говорит, и делает более простые мелодии, но более запоминающиеся.
— У Владимира Яковлевича — безупречное чутье на шлягеры. У него столько популярных и всеми любимых песен, сколько нет больше ни у кого.
— Это правда. Но, к сожалению, многие поэты, с которыми он работал, уже ушли… Поэтому мало стихов хороших, из которых может сложиться шлягер.
— Владимиру Яковлевичу и сейчас приносят стихи?
— И сейчас много приносят, а раньше вообще заваливали его стихами. Но он очень тщательно выбирает тексты. Даже может и написать что-то. А потом говорит: «Ну, нет — это не то, не то…». Раньше приходили Танич, Пляцковский… Что-то он мог даже сам переделать в стихотворении. Ему разрешали – настолько он чувствовал и музыку и слова. Многие шлягерные припевы он сам придумывал. Поэты, конечно, скрывали, что это — его находка… Да он и не настаивал на авторстве, главное — чтобы песня получилась…
— Своим близким он посвящает песни?
— Есть одна — шутливая. Написал ее, когда дети были маленькие. Она называется «Я больше не буду!». Там сюжет такой: папа хочет побить сына за то, что он плохо себя ведет. Затем папе приснился сон, в котором сын его бьет… Но в основном все песни пишутся по заказу – приходят авторы и просят мелодию. Если бы он сам писал стихи — наверное, он чаще бы посвящал их семье…
— Какой он отец?
— Дома он разный. Как и в жизни. С одной стороны – строгий, а с другой – любит пошутить. Но когда дети занимались музыкой, он был очень строгим папой! Подходил и спрашивал: «Так, сколько часов сегодня занимались музыкой?» Не совсем, наверное, педагогично было — нельзя все время заставлять заниматься из-под палки. В итоге дочка бросила заниматься музыкой — хотя сейчас об этом жалеет и берет уроки по фортепиано.
Америка
— Вы уже обжились в Америке?
— В бытовом плане там, конечно, обжиться очень просто. Мы там четыре года, уже привыкаем. Владимиру Яковлевичу все очень нравится, у нас в Сан-Диего — это два часа от Лос-Анджелеса — свой дом, красивый сад. Он любит солнце. Выходит, загорает. Я ругаюсь даже – загорает, как негр! И при этом никаких головных уборов не носит, ни очков от солнца. Он вообще любит экстремальные ситуации – то загорает дочерна, то ледяной водой обливается. Он любит плавать в океане. В Сан-Диего очень хороший климат – круглый год примерно 25 градусов тепла.
Совет
— Света, дайте совет девушкам, собирающимся связать свою судьбу с мужчинами, которые старше их. Сейчас это не редкость. Мужчины стараются заработать капитал, состояться в жизни, а потом уже искать себе спутницу жизни – как правило, значительно моложе себя…О чем должны помнить девушки, соглашаясь на брак со зрелым мужчиной?
— Если выходишь замуж только из-за денег — то этот брак вряд ли состоится. Если ты любишь не человека, а его деньги – не надо портить жизнь ни себе, ни ему… Потому что на самом деле все это непросто. Пока все относительно молоды – это одно. С возрастом появляются непростые проблемы. И здесь спасет только любовь. Если любишь человека, если он тебе всецело интересен — только тогда можно за него выходить замуж. И если этот союз действительно по любви — то все трудности можно преодолеть.
Лариса Зелинская