Отзвенел последний звонок. Идут выпускные экзамены. А за ними – выбор профессии. Шаг, который определит всю дальнейшую судьбу. Что ждет тех, кто после школы «ошибся адресом» и, проучившись-промучившись несколько лет, получит диплом по специальности, к которой он не пригоден, к которой не лежит душа?
Работа превращается в каторгу, начальники – в злодеев, а сам человек – в обиженного на судьбу неудачника с букетом психосоматических расстройств и вредных привычек, подрывающих здоровье и укорачивающих жизнь.
О том, как правильно выбрать будущую профессию, нашему корреспонденту рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории инженерной психологии и эргономики Института психологии РАН, консультант психологического центра «Мир Вашего Я», доктор психологических наук, профессор Александр Обознов.
— Александр Александрович, какие из профессий, по вашему мнению, будут востребованы через пять-семь лет?
— Тут прогнозировать очень трудно. Бывает так, что во время поступления в вуз какая-то специальность является очень востребованной, а к моменту окончания — уже нет. Сейчас, например, очень много безработных юристов, экономистов — а ведь десять лет назад это были наиболее востребованные специальности. Мне знаком такой свежий факт: организации потребовался юрист, разместили в Интернете объявление – и в первый же день поступило около 500 звонков! При такой конкуренции обычно самые хорошие места достаются не самым грамотным специалистам, а тем, кто умеет преподнести себя.
— Чем, на ваш взгляд, надо руководствоваться при выборе будущей профессии?
— Для начала неплохо расширить свой кругозор. Выпускники, как привило, рассматривают около 20 профессий, а их на самом деле — десятки тысяч! Причем каждый год появляется около 500 новых профессий, и столько же исчезает. Трудность еще в том, что у школьников, которые выбирают профессию, и жизненный опыт, и опыт применения своих возможностей совсем невелик. Это не позволяет им сделать объективный выбор. Зачастую юноше или девушке кажется, что то, что им интересно — то и будет у них хорошо получаться. Но часто это не совсем так. Интерес к делу – это еще не все, нужны и другие составляющие.
— Какие же?
— Существует так называемый «треугольник Климова» — названный в честь Евгения Александровича Климова, который в 70-е годы разработал систему профориентации для старшеклассников. Три вершины треугольника — это три основных критерия правильного выбора. Первый: профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека — вершина «хочу». Второй: профессия должна соответствовать способностям и возможностям человека — вершина «могу». И третий критерий – это требования самой профессии к человеку, его физическим, интеллектуальным, биологическим качествам — вершина «надо». Чтобы правильно выбрать профессию, человек должен соотнести свои «хочу», «могу» и «надо». При этом он должен делать выбор сам, без внешнего давления.
— Получается, что все просто!
— Не совсем. Если бы все в момент выбора точно знали, что им интересно, на что они способны и хорошо ориентировались в безбрежном море профессий!.. Да, есть такие люди, для которых призвание сформировалось заранее, но их очень мало. Проблема выбора возникает у тех, кто не знает своих реальных способностей и возможностей их развития. А еще у тех, кто вообще не имеет ярко выраженных интересов и склонностей, плохо осведомлен о различных профессиях, их требованиях к человеку. Анализируя свои интересы, нужно обращать внимание на то, что ты делаешь чаще и охотнее, что тебе приносит больше положительных эмоций.
— А есть какие-то типичные ошибки при выборе профессии? Что мы делаем неправильно?
— Правильный выбор, как я уже сказал, основан на самостоятельном поиске варианта согласования вершин «хочу», «могу» и «надо». Но в жизни мы постоянно испытываем внешнее влияние: родителей, и особенно сверстников — в возрасте 14-18 лет их мнение часто является наиболее авторитетным, и многие подростки идут получать профессию «заодно с друзьями». Влияет, конечно, и мнение педагогов, и фактор престижности профессии. Как показывают последние исследования, самостоятельно выбирают профессию всего 15-20 процентов старшеклассников, остальные 80 процентов следуют чьим-то советам.
Профессии
— А существует ли какая-нибудь классификация профессий — чтобы человеку легче было понять, в какой группе искать свое заветное дело?
— Евгений Климов выделил несколько типов специальностей. Это «человек – человек» — сюда относятся врачи, психологи, социальные работники. «Человек – техника» — все, что связано с производством, управлением техническими средствами. «Человек – природа» — работники сельского хозяйства, лесники, зооинженеры, флористы. «Человек – знак» — бухгалтеры, корректоры, программисты, редакторы. «Человек – художественный образ» — это не только люди творческих специальностей: актеры, режиссеры — но и фотографы, визажисты и даже кондитеры.
Некоторые профессии — действительно для «избранных» — из-за сложности выполняемой работы. Например, профессия военного летчика: можно пройти по здоровью, но не пройти по показателям внимания, способности одновременно выполнять несколько действий…
— А нужно ли учитывать при выборе профессии темперамент человека, его привычки?
— Существует классификация американского психолога Холланда, который разделил профессий на шесть типов: реалистические, исследовательские, предпринимательские, конвенциональные (работа по жестким правилам и алгоритмам), социальные, артистические. Для людей определенного типа больше всего подходит и профессия соответствующего типа. Например, люди реалистического типа ориентированы на решение конкретных задач, достижение зримых результатов. Им подходят профессии, связанные со строительством, производством, конструкторскими разработками, управлением транспортными средствами, карьера военного. Люди конвенционального типа ориентированы на профессии, которые осуществляются по четкому плану и требуют самоконтроля — бухгалтер, кассир, секретарь, операционист, делопроизводитель, контролер. Считается, что люди, занятые в профессиях «своего» типа, более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. Но реальная личность – это обычно сочетание сразу нескольких типов, один из которых является ведущим. Например, для учителя ведущим является социальный тип, но в сочетании с артистическим — ведь надо красиво и убедительно излагать учебный материал.
— А что будет, если выбрать профессию не того типа, который тебе подходит?
— Люди, занятые в профессиях, не соответствующих их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, низкую профессиональную мотивацию, желание сменить место работы. Например, люди артистического или исследовательского типа, занятые в профессиях конвенциональных, быстро теряют интерес к работе и используют любой повод для отлынивания от нее, а в процессе работы допускают много ошибок.
— Но ведь есть и просто скучные профессии…
— Действительно, профессии предоставляют разные возможности для реализации интересов и способностей человека. Например, профессии «конвейерного» типа — да и вообще работы, требующие однообразных простых действий — более подходят людям с инертным типом нервной системы. Людям с подвижным типом более подходит работа с изменяющимися условиями.
Ошибки
— Нелюбимая работа как-то влияет на здоровье?
— Если человек говорит: «Я хочу профессионально расти, добиться признания меня как классного специалиста, но моя работа не предоставляет таких возможностей; и оставить эту работу не могу из-за хорошей зарплаты», — то такое противоречие порождает внутриличностный конфликт, который человек не может разрешить. Он испытывает хронический стресс, что приводит к гипертоническим проявлениям, язвенным и другим психосоматическим нарушениям.
— Часто ли люди жалуются вам, что им не интересна их работа?
— Да. Как правило, людям, сделавшим неправильный выбор, на своей работе не интересно. Она приносит деньги, но не доставляет радости — это главная причина смены профессии. Хотя есть люди, которые рассматривают работу как необходимость: она устраивает их по зарплате и является средством, а не целью. Самореализация таких людей происходит вне профессиональной сферы, а на работе они стараются свои затраты минимизировать. То есть, выкладываться на «все сто» они не будут…
— И в каком возрасте люди обычно понимают, что совершили ошибку?
— По-разному. Самому старшему клиенту было больше 50 лет. Он приехал на очень приличном «мерседесе» и спросил, может ли стать эстрадным артистом. Объяснил, что решил все свои дела: первую жену обеспечил, второй купил квартиру – теперь у него есть достаточно средств, и он, наконец, хочет реализовать себя. Оказалось, что склонность к актерской профессии прослеживалась у него еще с начальной школы… А однажды к нам пришла девушка, которая занималась биохимией в научной организации. Она сказала, что ей стало неинтересно работать… Но в процессе консультации выяснилось, что профессия как раз соответствовала ее интересам, способностям, но у нее не сложились отношения с руководителем. В итоге у девушки сложилось представление, что она не соответствует профессии…
— А выпускники школ?
— За время моей работы примерно из 500 клиентов школьников было… лишь двое! Все остальные – это те, кто уже получил профессию, работает. То есть, уже совершил ошибку, которой можно было бы избежать…
Мария Кулаева