Помните, в советские годы было такое расхожее выражение: "Моя милиция меня бережет!" Говорилось это с некоторой долей иронии, поскольку не всегда стражи порядка оказывались в нужное время в нужном месте, не всегда их помощь была оперативной и эффективной. Впрочем, мы во все времена были недовольны работой милиции, высказывали нарекания, даже высмеивали блюстителей порядка, но… Без милиции-то никуда! Чуть что случись — набирали "02".
К середине 60-х годов в СССР практически было покончено с профессиональной преступностью. В целом количество совершенных преступлений неуклонно снижалось. Особенно это касалось тяжких и особо тяжких. В то время, например, убийство, да еще с применением огнестрельного оружия, считалось явлением из ряда вон выходящим. Это было настоящее ЧП.
Казалось, еще немного, и преступность будет побеждена окончательно и навсегда. Но так не случилось. В 70-х страна вместе с дряхлеющими ортодоксальными правителями втянулась в эпоху застоя. Общество разуверилось в торжестве коммунизма и все больше смещалось в сторону иных ценностей. На волне всеобщей страсти к потреблению стала поднимать голову и преступность. Появились новые формы хищений социалистической собственности. Милиция уже не справлялась с геометрическим ростом нарушений закона, да и в самих ее рядах стали появляться карьеристы, приспособленцы, взяточники.
К концу 80-х с приходом демократии и кооперации бал в стране уже правили вседозволенность и нигилизм. Правоохранительные органы сдавали свои незыблемые бастионы и к началу «лихих 90-х» просто рухнули, все больше выполняя лишь декоративные и второстепенные функции. Страна стала жить не по закону, а по понятиям. Люди чувствовали себя абсолютно беззащитными. После ухода Ельцина ситуация начала постепенно выправляться. Укрепление вертикали власти и всей правоохранительной системы стало давать ощутимые результаты. Было покончено с бандитским беспределом, разгромлены основные мафиозные группировки. Установилось некое подобие порядка. И хотя служители закона сами во многом переняли бандитские традиции и стали превращаться в коммерсантов в погонах, люди вновь поверили в силу милиции. И это было главным достижением последнего десятилетия. Хорошо ли плохо ли, но механизм общественной безопасности работал. И мы всегда знали, где искать помощи от грабителей и хулиганов, знали, кто стоит на страже нашего покоя.
И вот новое реформирование силовых структур. Милицию заменяют на полицию. По-моему, не слишком удачное решение. Фигура полицая в нашем народе всегда ассоциировалась с образом врага и предателя. Но не это главное. За переменой названия следует реформирование самой системы и прежде всего ее кадрового состава. Сотрудники милицейских подразделений проходят переаттестацию. Предполагается, что в полиции останутся лишь честные и непорочные люди, которые станут работать на совершенно иных принципах — эффективно и продуктивно. Господи, какая наивность!
Теперь самое страшное, то, ради чего я и затеял сегодняшний разговор. Ряды нашей полиции будут значительно сокращены. Я всегда приветствую любые сокращения бюрократических аппаратов — это только на пользу. Но как будет проходить сокращение сотрудников милиции (или полиции? — я уже и сам не знаю, как правильно надо сейчас говорить) на фоне безудержного роста преступности? Чем руководствовались большие начальники, принимая такое решение? Мне это не понятно. Чья-то безумная затея может ввергнуть страну в хаос. Лично мне становится страшно от таких ближайших перспектив.
Я не сгущаю краски. Но посудите сами, что будет происходить на огромных территориях, где фактически будут упразднены райотделы милиции. Я слышал (дай бог, если ошибаюсь), что в таких районах, как Лесной или Бельский останется всего по шесть сотрудников полиции! О какой защищенности людей можно будет говорить? Что эти полицейские смогут сделать в случае нестандартной ситуации, которые сейчас случаются едва ли не ежедневно? Если по каждому поводу ждать приезда наряда из межрайонного РОВД, толку не будет. А будет разгул преступности. Будет беспредел. Будет безвластие.
Вот конкретный пример. Мне прислали письмо жители поселка Редкино Конаковского района. Письмо наполнено мольбой о помощи. Жители поселка и соседних населенных пунктов пребывают в полном отчаянии и готовы к самым крайним мерам. Люди не хотят мириться с тем, что в скором времени у них не будет своего отделения милиции. Они не хотят оставаться один на один с бандитами и хулиганами.
Решение о сокращении Редкинского отделения милиции уже фактически принято, и необходимые бумаги уже направлены в министерство. Непонятно только, какой дурак это придумал! По-другому сказать невозможно. Такое учудить мог либо идиот, либо закоренелый враг. В сталинское время, не сомневаюсь, целый ряд ответственных сотрудников УВД за такие предложения уже бы стояли прислоненными к стенке.
Смотрите, что получается. Редкинское отделение милиции насчитывает порядка 26 человек. Я могу ошибаться, но это не принципиально. Здесь работают и службы участковых, и паспортный стол, и ГИБДД, и оперативные сотрудники, и патрульно-постовая служба. Короче, всех помаленьку. Обслуживает отделение территорию в 800 квадратных километров! Здесь в 24 населенных пунктах проживают почти 25 тысяч человек — больше, чем в нескольких небольших районах. На долю каждого сотрудника милиции приходится колоссальный объем работы. Но в УВД, видимо, посчитали, что с преступностью в редкинской округе полностью покончено, и полиция там не нужна. Вот только факты говорят о другом. С начала этого года в зоне ответственности редкинского отделения милиции совершено свыше 140 преступлений! Среди них около 20 тяжких и особо тяжких. Добавьте к ним разбои, грабежи, тяжелые и смертельные увечья, кражи, торговлю наркотиками… Весь спектр преступлений присутствует в полном объеме. И число их по сравнению с прошлым годом значительно выросло. Помимо этого милиционеры выявили еще 570 (!) административных правонарушений, среди которых мелкое хулиганство, противоправные поступки, совершенные несовершеннолетними. Кстати, необходимо заметить, что показатели работы редкинской милиции намного выше, чем в среднем по области. Общая раскрываемость преступлений составляет 65 процентов, а по тяжким и особо тяжким — 75 процентов. Теперь скажите, дорогие читатели, во что превратится жизнь многотысячного поселения, если из него убрать полноценное отделение милиции? Да, жителям уже видится кошмар, и они не хотят жить в таком кошмаре. Поэтому и обращаются через нашу газету с призывом о помощи к новому начальнику УВД Юрию Рычкову и губернатору области Дмитрию Зеленину. Здесь же хочется добавить, что решение создать укрупненное отделение милиции на базе Завидовского подразделения, выглядит нелепым и абсурдным. С какой стороны на это ни посмотри.
Ситуация в Редкино в самом деле очень серьезная. Пускать дело на самотек уже никак нельзя. Мне кажется, что сокращения в милиции нужно проводить не за счет сотрудников, работающих "на земле", а из числа тех, кто десятками и сотнями просиживает форменные штаны в тиши служебных кабинетов и занимается чем угодно, только не оперативной, не собственно милицейской работой.
Мы все хотим, чтобы наша жизнь была достойной и безопасной. Мы хотим, чтобы нас берегла наша милиция или полиция. Это право на защиту от преступных посягательств закреплено в нашей Конституции. Кто же дал право лишать нас такой защиты? Жители Редкино или каких других городков и поселков в скором времени смогут хоть до хрипоты всю ночь напролет кричать: "Караул! Грабят!", но им никто не придет на помощь. А впрочем, при таком раскладе грабить и убивать нас можно будет и среди бела дня. Бояться-то преступникам все равно некого! Так что, караул, граждане, от нас милицию украли! Верните, пожалуйста, на место!