Кто и сколько должен платить за капремонт? Как выяснилось, должны — все. Даже если дом уже рушится…
К квитанциям Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области мы уже привыкли. И — платим. Но иногда возникает чувство, что платить заставляют даже тех, кто делать этого не должен…
Несколько дней назад, в редакцию нашей газеты пришло письмо от инициативной группы жителей поселка Стулово Кашинского района Тверской области. Приводим некоторые выдержки из этого документа.
— «…У нас, в Стулово, девять двухэтажных жилых домов, один дом стоит уже более 50 лет. И вот теперь нам идут бумаги, что нужно платить за капитальный ремонт наших домов. Но у нас нет ни договоров, и никто к нам не приезжал, дома не осматривал. А между тем, самый старый дом уже дал трещину, он — аварийный. Кто и как его будет ремонтировать — мы не знаем. Мы звонили в Фонд капитального ремонта, но там никто не отвечает — только автоответчик. А ведь некоторые дома у нас отремонтированы уже своими силами, за что же должны платить они?»
Для начала — факты.
Взносы за капремонт многоквартирных домов жители области начали оплачивать с 1 августа 2014 года. Тогда вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, и закон Тверской области №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области».
Размер взноса на капитальный ремонт определяет областная власть. У нас, в частности, использовались данные по капремонтам, которые проводились в 2011-2013 годах. Сделана и оценка доступности таких платежей для жителей области — плата за капитальный ремонт не может превышать 1,5 процентов от среднедушевых доходов населения на территории муниципального образования.
При формировании фонда капремонта, собственникам помещений в каждом конкретном многоквартирном доме направляется проект договора. В нем: расчет стоимости, правила ремонта и т.д. — достаточно исчерпывающая бумага. Договор должен направляться жителям вместе с первой квитанцией, а оплата этой квитанции означает согласие с условиями договора и приравнивается к его подписанию. Кстати, запомните: договор должен быть у каждого собственника.
Но что делать в том случае, если дома, включенные в программу капремонта, этому ремонту явно не подлежат? Если они, откровенно аварийные? Ситуацию комментирует председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по ЖКХ Алексей Арсеньев:
— Закон на этот счет говорит однозначно — если дом включен в программу капремонта, его жители должны платить соответствующий взнос. С другой стороны, я вполне допускаю, что дома в Стулово могут находиться в аварийном состоянии, то есть подлежать не ремонту, а сносу, с расселением жителей. Прецеденты были: вносили в программу и дома без крыши, и дома без стен — чудес у нас хватает. В этой ситуации жители должны требовать повторного обследования домов (если первоначальное, как нас уверяют, проводилось) комиссией Госжилинспекции и признания их аварийными. Только так.
Между тем, в администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района, к которому относится поселок Стулово, нас уверили: обследование домов проводилось, аварийными они не признаны и включены в программу капремонта. О чем есть в сельской администрации соответствующие документы. Но жители-то утверждают, что никаких бумаг, договоров и прочего у них нет! Кому верить в этой ситуации?
Чтобы расставить точки над i, мы обратились в ту самую организацию с которой все и началось — Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Обратились с вопросом: что делать дальше жителям поселка Стулово?
Ответ был четким. Если жители домов, включенных в программу капремонта, считают, что их дома аварийные, им необходимо собрать общий сход и обратиться с письмом в Госжилинспекцию. С требованием проведения повторной комиссии. Иных, законных путей разрешения этой ситуации не существует. А пока, увы, по квитанциям за капремонт нужно платить. Но опять-таки — почему же тогда у жителей (возможно, у части из них) нет договоров?
Ситуация, сложившаяся в Стулово, абсурдна. Но, увы, типична. Сплошь и рядом программы, призванные облегчить жизнь людей, приводят к прямо противоположному результату. Но, как правильно сказал депутат ТГД Алексей Арсеньев: «Чудес у нас хватает…»
Николай Тарасов