Выдающийся российский актер, сыгравший почти в двух сотнях
фильмов — вот, собственно и все, что известно о Леониде Куравлеве. Если
порыться в Интернете – можно узнать, что у него есть жена – преподаватель
английского, дочь-актриса и сын-технарь. Народный артист России, сыгравший в
легендарных фильмах советской эпохи — «Золотой теленок», «Иван Васильевич
меняет профессию», «Афоня», «Место встречи изменить нельзя» — нигде, кроме
экрана, не «светится». Чурается светских мероприятий, от чествований бежит, как
от чумы.
К счастью, люди, близко знающие Леонида Куравлева – режиссер
Георгий Данелия, актеры Сергей Юрский, Владимир Конкин, Наталья Крачковская —
оказались разговорчивее, чем сам юбиляр. От них-то мы и узнали, какой он
прекрасный человек — актер Леонид Куравлев…
Перевоплощение
— Работа с Куравлевым – одно из самых приятных воспоминаний
в моей жизни, — говорит актер Владимир Конкин. – Никогда не забуду первый
съемочный день картины «Место встречи изменить нельзя». Это было 10 мая 1978
года в Одессе. Снимали знаменитую сцену в бильярдной, где Куравлев появляется в
образе уголовника Копченого. Я тогда поразился — как из интеллигентного Лени
Куравлева он перевоплотился в преступника, «ботающего по фене». Ведь в жизни он
совсем не такой – деликатный, тактичный человек. Мне кажется, его персонаж
Пашка Колокольников из фильма «Живет такой парень» — это практически и есть
Куравлев! Во время съемок с Леонидом Вячеславовичем мы часто бывали костровыми
на пикниках. Съемочная группа была огромной, и часто отмечали чьи-то дни
рождения. Мы с ним жарили шашлык. Леня очень хорошо его готовит… А в перерывах
между съемками мы много говорили с Куравлевым о русской и зарубежной литературе
– он большой ее знаток… После съемок мы с Леней практически больше не общались,
к сожалению.
Балаганов
— «Золотой теленок» — очень сложное для экранизации
произведение, — говорит Сергей Юрский, сыгравший в фильме Михаила Швейцера «Золотой
теленок» Остапа Бендера. – И тут, конечно, Леня оказался гениальной находкой.
Даже когда читаешь роман — Шура Балаганов видится именно таким, каким его
показал Леонид. И даже после того, как фильм экранизировали еще раз — с Никитой
Татаренковым в роли Балаганова — все равно образ Шуры ассоциируется именно с
лицом Лени Куравлева. От этого никуда не денешься, и новым актерам и новому
режиссеру не удалось переплюнуть то, что создал на экране Куравлев… Я до сих
пор поражаюсь: как точно угадал Михаил Швейцер, что на эту роль нужно взять
именно его!
А сниматься у Швейцера было очень непросто: режим съемок был
предельно жестким.
— Можно сказать, что мы с Леней прошли «школу Швейцера», —
рассказывает Сергей Юрский. — У нас практически не было времени на отдых.
Доходило до того, что актеры готовы были устроить забастовку, в отчаянии
кричали режиссеру: «Да это уже невозможно, имейте совесть!» Но это мало
помогало… Помню, когда съемки проходили в Юрьеве-Польском Ярославской области,
нас не селили в гостиницах – мы останавливались у местных жителей, жили в
избах… Город бедный, полуразрушенный, мрачный… Мне было очень тяжело… А Леня
со всем справлялся блестяще, его такой жесткий режим ничуть не смущал! Я тогда
понял, что Леня рожден для кино. Ведь я больше театральный актер, и
киносъемочный режим для меня – испытание. А Леня на площадке — как рыба в воде:
он погружается в обстоятельства, «живет» в них! И вот еще что я вам скажу: мало
кто знает, какой он интересный человек! Однажды мы гуляли с ним по Юрьеву-Польскому
вечером, а там кругом болота, лягушки квакают. И Леня говорит: «Послушай —
какой у лягушек слаженный и сложно организованный хор!» И объяснил мне, что там
есть солист, есть ансамбль, а сама композиция – трехчастная: в ней есть
вступление, есть кода… И мы с ним стояли как вкопанные и слушали лягушачий хор!
Потом они замолкли, прошла минута — лягушки отдохнули — и повторили все
произведение с идеальной точностью! Вот такое открытие мы сделали с Леней во
время съемок «Золотого теленка», и это все — благодаря его наблюдательности!..
Обаяние
Жорж Милославский в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет
профессию» — одна из самых блистательных ролей Куравлева. Его фраза: «Граждане!
Храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть!» — стала
крылатой сразу же после выхода фильма.
— В Куравлеве необычно и прекрасно сочетаются два качества:
он любит пошутить, но при этом выглядит очень серьезным, – рассказывает актриса
Наталья Крачковская. – Но Леонид Вячеславович не терпит никакого панибратства.
Однажды я наблюдала такую картину: незнакомый мужчина подошел к Куравлеву сзади
и по-простому хлопнул его по плечу: «Здорово, Ленька!» Куравлев медленно
обернулся, его лицо вытянулось от возмущения, и он так посмотрел на этого
человека, что даже мне не по себе стало! Тот извинился и быстренько удалился…
Съемки картины «Иван Васильевич меняет профессию» проходили
в весьма демократической по тем временам обстановке.
— Куравлев часто спорил с Леонидом Гайдаем! – вспоминает
Крачковская. – Помню, иногда я даже смотрела на них — и думала: «Ну, все —
сейчас подерутся!» Причем они не кричали друг на друга, а наоборот — говорили
очень спокойно. Но напряжение возникало такое, что — мама, не горюй!
Гайдай прощал Куравлеву его «особое мнение», и приглашал в
свои новые картины: «Не может быть!», «Опасно для жизни!»…
— Многие именитые режиссеры мечтали «заполучить» Куравлева,
— говорит Наталья Крачковская. – И дело не только в его таланте — Леонид
поразительно работоспособен! Когда он на съемочной площадке — его ничто больше,
кроме работы, не интересует. Ко всему он — настоящий мужчина, заботящийся о
своей семье: верный муж, заботливый отец. У него двое замечательных взрослых
детей – сын и дочь. Он никогда не занимался их протекцией, и они состоялись в
своих профессиях. Леонид Куравлев – это и есть та самая «каменная стена», о
которой мечтает каждая женщина – надежная защита и опора.
Афоня
— Забавно, но Куравлева на роль Афонии мы сначала не
рассматривали даже как запасной вариант, — рассказывает Георгий Данелия. –
Вопрос о главном герое стоял очень остро. Ведь у него много плохих поступков:
он врет, халтурит, изворачивается, обманывает и бросает девушку, которая в него
влюблена. Но в конце фильма зритель должен был его простить — в этом и была вся
задумка! Мы перебрали всех звезд того времени: и Караченцова думали взять, и
Высоцкого. Но что-то в них меня не устраивало. И потом вдруг я понял, что
именно: у них Афоня получался злой, несимпатичный… Мне самому в ходе проб в
какой-то момент стало неприятно думать об этом персонаже, а снимать про него
фильм – и подавно. И когда я уже почти расстался с этой мыслью — вдруг как-то
раз на улице совершенно случайно встретил Куравлева. И тут же понял, что это и
есть мой Афоня! Ведь в Леониде, кроме внешнего обаяния, есть внутренняя доброта,
которая располагает к себе. Поэтому зритель, глядя на героя в его исполнении,
прощает ему плохие поступки…
Нельзя сказать, что роль Афони далась Куравлеву легко. Ради
нее актеру пришлось похудеть на
останавливать Леонида, когда тот с фанатизмом начал сбрасывать вес.
На съемках «Афонии» Куравлев демонстрировал удивительную
скромность, даже стеснительность. Например, в постельной сцене с актрисой
Евгенией Симоновой Куравлев наотрез отказался раздеваться и лежал под одеялом в
брюках и майке.
— Леонид долго кричал, что он — не мускулистый спортсмен
какой-нибудь, чтобы сниматься неглиже, — вспоминает Георгий Данелия. – В итоге
нам пришлось пойти ему на уступку… Могу сказать по секрету: именно Куравлев
преобразил всю картину, и сейчас даже трудно себе представить Афоню иным…
Кстати, и в жизни Леонид — весьма порядочный человек. С ним очень легко
работать — у него никогда не было «звездной болезни». И приятно сейчас
наблюдать за тем, что он до сих пор востребован — снимается в фильмах,
сериалах. Это прекрасно! Я видел немало фильмов с Куравлевым, и он меня ни разу
не разочаровал!