Наверное, всем знакомы широко рекламируемые на телеканалах таблетки «Финиш» для посудомоечных машин. Товар раскрученный и пользуется большой популярностью у населения. Вроде бы и не особо дорогой. А знаете ли вы, дорогие друзья, что в соседней Финляндии этот самый «Финиш» стоит в 6 раз дешевле?! Да разве только он?
Почему же так происходит? Почему допускаются такие громадные и необоснованные наценки? А ведь это вопрос вопросов, ответив на который, приходишь к пониманию, как великая страна-производитель за четверть века превратилась во второсортное государство паразитирующих посредников и торгашей.
За короткое время у нас практически исчез реальный сектор экономики. Где сейчас наши заводы и фабрики, которыми мы некогда гордились? В цехах легендарной «Пролетарки» теперь торгово-развлекательный центр. В руинах объединение «Химволокно», «Искож», камвольный комбинат. Почили в бозе трикотажная фабрика, завод штампов, «Калининмашдеталь» и десятки других когда-то успешных предприятий Твери. С горем пополам влачат жалкое существование экскаваторный завод, Центросвар, ДСК, завод стеклопластиков и стекловолокна… Полностью уничтожено промышленное производство в Вышнем Волочке, в Спирове.
Все меньше и меньше остается островков благополучия, таких, каким до последнего времени был Тверской вагоностроительный завод. Боюсь, его перспективы также плачевны и этот флагман промышленности Верхневолжья тоже обречен на вымирание. Постепенное, чтобы не создавать больших социальных потрясений. Одновременно с планомерным сокращением заказов будет сокращаться и число работающих на заводе. Другой сценарий развития событий в нынешних условиях невозможен. Продукция нашего вагонзавода неконкурентоспособна. Наш вагон при равном качестве вдвое дороже китайского. А стоимость сделанного заводчанами прекрасного трамвая зашкаливает за 70 миллионов рублей, тогда как надежный и удобный чешский трамвай предлагают всего за 15 миллионов! Угадайте с одного раза, какой трамвай будет востребован на рынке?
Не нужно быть дипломированным экономистом, чтобы понять: в существующих условиях нормальное поступательное развитие промышленного и аграрного производства в России невозможно. Этому мешает полная бесконтрольность тарифной политики естественных монополий, прежде всего энергетиков. Сейчас стоимость электроэнергии в нашей стране сравнялась с ее ценой в той же Финляндии, Германии, в других странах Евросоюза. Только уровень жизни там в разы выше, как и эффективность производства. Что уж говорить о стремительно растущих экономиках Китая, Индии, других развивающихся стран. Проводить какие-либо аналогии с США и вовсе неприлично: там просто все дешевле, в том числе и бензин.
Но есть у нас и еще одна беда — немыслимые, бессовестные наценки на уже готовый товар. Причем делается это не производителем, а перекупщиками, посредниками, продавцами. Вот и получается, что до потребителя изделие доходит с заоблачной ценой, от которой непосредственному производителю достаются сущие крохи, не покрывающие затрат.
Именно об этом говорили костромские фермеры, задавая вопрос Президенту России Владимиру Путину. О какой эффективности производства можно говорить, если они литр молока сдают на завод по 16 рублей, а в магазине оно стоит уже больше 60?! Промежуточные звенья набивают карманы, а сами труженики и покупатели вынуждены страдать и терпеть убытки.
Вот еще пример, касающийся, дорогие читатели, нас с вами. Мы — редакционно-издательский коллектив газеты «Местное время. Тверь» — вкладываем огромный труд в создание газеты. После напечатания ее в типографии мы отправляем готовое издание в сети распространителей и на почту для доставки подписчикам. Так вот, внимание: каталожная цена, по которой мы отдаем газету почтовикам, составляет 168 рублей на полугодие. Подписчик же ее получит, заплатив 433 рубля 38 копеек! Так кто зарабатывает на «МВ» — тот, кто ее производит или кто распространяет и продает? Ответ очевиден. Производить невыгодно. Выгодно перепродавать.
У нас не принято думать о долгосрочных перспективах бизнеса, о выстраивании взаимовыгодных отношений с партнерами, о социальных составляющих в деятельности организации. Хотим зарабатывать много и сразу. Тупо хотим денег! Отсюда и нереальные наценки на продаваемые товары. Зайдите в наши магазины и «бутики». Кругом кричащие суперскидки: 50, 70, 80 процентов! Сколько же накинули на эту вещь изначально, если даже с такими скидками получается дороговато?!
Я уже писал, что в странах Европы существуют законы, по которым конечная наценка на товар или продукт не может превышать 30 или даже 20 процентов! Пусть при этом будет хоть десять посредников. Санкции за нарушение — жесточайшие! Почему-то у нас подобный опыт законодатели и правительственные чиновники опять посчитали неприемлемым. Боятся, что ли, лишиться сверхдоходов?
Я не занимаюсь критиканством. Я просто хочу, чтобы в такой замечательной и богатой стране, как Россия, люди жили лучше, чтобы производство развивалось и бизнес вели по четким и понятным правилам. И не надо ничего сверхъестественного изобретать — достаточно взглянуть на опыт соседей.
Уверен, что после разговора с Президентом костромские фермеры смогут беспрепятственно реализовывать свою молочную продукцию жителям областного центра и районных городов. Между прочим, подобный положительный опыт есть и в Твери. В последнее время появляются магазины, где торгуют продукцией от фермерских хозяйств. Цены там приемлемые, а качество высочайшее. Но, конечно, в общем объеме продовольственного рынка это пока очень небольшой сегмент.
Весьма интересен и показателен опыт руководства тверского супермаркета «Кредо», что на Соминке. Даже рядовому покупателю нетрудно заметить, что это популярное торговое предприятие во многих случаях работает напрямую с производителями продуктов питания. Вот лишь один пример: несколько раз в неделю сюда привозят молочные продукты из небольшого городка Устюжна Вологодской области. Литр прекрасного живого молока «Устюжанка» стоит всего 38 рублей! Для сравнения порошковые конкуренты стоят почти вдвое дороже.
Я мечтаю, что родное правительство, наконец, повернется лицом к производителю, займется проблемами реального сектора экономики, проблемами тружеников. Нужно создавать условия для подготовки высококлассных инженеров, нужно позаботиться о привлекательности рабочих специальностей. У нас огромные неиспользованные возможности для бурного роста промышленного и сельскохозяйственного производства. У нас самый большой в мире запас пахотных земель. У нас наилучшие из всех стран перспективы развития. Надо только по-хозяйски всем этим богатством распорядиться. И тогда заживем. Без посредников.