Зима в Твери постепенно
вступает в свои права – выпал первый снег, дороги и тротуары начали покрываться
первым ледком. Такие погодные условия, естественно, не способствуют
безопасности дорожного движения. И несмотря на то, что число аварий на тверских
дорогах с каждым годом снижается – эта тема еще долго не перестанет быть
актуальной. Не случайно в календаре до сих пор сохраняется дата — третье
воскресенье ноября – Всемирный День памяти жертв дорожно-транспортных
происшествий. Какие меры предпринимаются, чтобы у тверитян не было поводов
вспоминать об этой дате? За ответом мы обратились к начальнику Управления ГИБДД
УМВД России по Тверской области, полковником полиции Валерием Кучерявых.
– Валерий Владимирович,
откуда появилась эта прискорбная дата, что именно она символизирует?
– Ежегодно в соответствии
с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 26 октября 2005 года в третье
воскресенье ноября в России, как и во всем мире, отмечается Всемирный День
памяти жертв ДТП. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб в
дорожно-транспортных происшествиях. Я хотел бы обратиться с просьбой еще раз
вспомнить тех, кто стал жертвами необъявленной войны на дорогах. Проявить
участие к людям, потерявшим в автокатастрофах родных и близких. Протянуть руку
помощи тем, кто, получив увечья, остался один на один со своим горем. Вместе с
тем, скорбя о погибших в ДТП и выражая соболезнования их близким, все мы должны
помнить самое главное: человеческая жизнь является наивысшей ценностью. Да,
случившегося уже не исправить, но, помня о жертвах дорожных аварий, только в
наших силах не допустить новых трагедий, крови и слез. Только мы сами можем
остановить безумие, творящееся на дорогах, предотвратить гибель и увечья.
– Как вы оцениваете
сегодняшнюю ситуацию на дорогах областной столицы?
– Ситуация, конечно, непростая.
Необходимо решать целый ворох проблем, которые возникли далеко не вчера, а
достались нам “в наследство”. Очень многие вещи, и в первую очередь, активный
рост количества автотранспорта на улицах города, в свое время, при
проектировании городской среды, не были предусмотрены. Скопившиеся за
десятилетия трудности не решить не то что за один день – нужны годы. Но если
решать вопрос комплексно, системно и поэтапно, то лет через пять-семь должна
наступить разгрузка, и на дорогах Твери мы сможем наблюдать то, что сегодня
видим только в Европе. Вот цель, к которой мы стремимся.
Уже сейчас можно отметить
определенные успехи. Хотя итоги года подводить пока рано, я хотел бы отметить
серьезное снижение аварийности именно на территории города Твери. Число
дорожно-транспортных происшествий по сравнению с прошлым годом снизилось
примерно на 18%, количество погибших – на 28%, пострадавших – на 14,4%.
Уменьшилась и тяжесть последствий ДТП. Конечно, качественного перелома мы еще
не достигли, но эффект от принимаемых мер налицо.
– И что это за меры? Каким
образом удалось достичь столь заметных результатов?
– Перед городскими властями
стоял целый перечень задач, и на сегодняшний день практически все они
выполнены. Если вдаваться в подробности, можно говорить не один час, поэтому
выделю лишь основные блоки. Во-первых, это текущий ремонт дорог. Тот объем
работ, который был запланирован на 2011 год, выполнен, причем выполнен с
неплохим качеством. Гораздо лучше, чем в прошлом году, когда на некоторых
“отремонтированных” участках уже в октябре-ноябре появлялись новые трещины.
Дороги должны быть без ям. Пусть не еврокласса, но соответствующие ГОСТу –
чтобы человек мог управлять автомобилем без непредсказуемых маневров,
приводящих к ДТП.
Намного больше, чем в прошлые
годы, нанесено дорожной разметки – и тоже хорошего качества. В частности, на
улицах города наконец-то появились стоп-линии. Мы давно говорили об этом,
пытались приучить водителей, что перед перекрестками и пешеходными переходами
есть стоп-линия, и во избежание наезда на пешеходов и других аварийных ситуаций
надо останавливаться перед ней. Сейчас уже можно сказать, что нанесение
стоп-линий вошло в практику.
Чем так важны текущий ремонт и
разметка – они в первую очередь способствуют повышению культуры поведения на
дорогах. Если будут нормальные дороги, разметка, оборудованные пешеходные
переходы, то и отношение водителей и пешеходов к правилам дорожного движения
будет меняться.
Не могу не остановиться и на
нерешенных в текущем году проблемах. Одной из них является проблема с
парковками, особенно в центральной части города. Мы все-таки не смогли определить в этом году
схему организации парковок. Эта работа должна стать основополагающей в 2012
году, так как окажет существенное влияние на увеличение пропускной способности
магистральных улиц.
– Можете привести конкретные
примеры, когда принятые меры привели к снижению аварийности на том или ином
участке?
– Существуют так называемые
“очаги аварийности” – наиболее опасные места на дорогах города. Составлен их
перечень, есть план по их постепенной ликвидации. Работа это конечно не на один
год, но она ведется. Благодаря установке светофоров, ограждений, изменению схем
движения такие очаги ликвидируются. В качестве примера могу привести проспект
Калинина, где достаточно часто происходят ДТП с участием пешеходов. Сейчас
администрацией города уже заключен контракт с подрядчиком на установку там
ограждений, до конца года эта работа должна быть выполнена. Еще один известный
очаг аварийности – улица Орджоникидзе возле магазина “Колач”. Наезды на
пешеходов здесь происходили чуть ли не каждый день. После установки светофора
аварийность здесь резко снизилась. Есть и масса других перекрестков, где такая
работа проведена.
Хотелось бы отметить и
существенное улучшение освещенности магистральных улиц, позволившее снизить
количество наездов на пешеходов в темное время суток.
– Вы упомянули об изменении
схем движения. А в чем конкретно оно выражается? С какими нововведениями
столкнулись тверские автомобилисты в этом году?
– Действительно, организация
движения на многих участках изменилась. На многих перекрестках установлены
стрелки для беспрепятственного поворота направо, позволяющие водителю не ждать
сигнала основного светофора и не создавать помех другим транспортным средствам.
И напротив, левые повороты со второстепенных улиц на главные во многих местах с
интенсивным движением были запрещены. Это, например, пересечение улиц
Салтыкова-Щедрина и Советской, а также бульвара Радищева с Тверским проспектом.
Очень важно и строительство
новых дорог, которое началось в этом году. Это и продолжение улицы Красина, и
реконструкция улиц Московская и Зинаиды Коноплянниковой. Их ввод в эксплуатацию
позволит серьезно разгрузить основные магистрали города.
Ведется планомерная работа по
повышению транспортной доступности различных объектов. В частности, открыто
движение автобусов по улице Ефимова, оборудована парковка для общественного
транспорта, и теперь до Центрального рынка добраться гораздо проще. До конца
года планируем решить вопрос с организацией движения у “Детского мира”. Вы
знаете, что сейчас въезд на территорию этого торгового центра и выезд оттуда
осуществляется через тротуар и остановочный пункт, что категорически запрещено
и опасно для жизни людей. Сейчас разрабатывается новая схема, при которой заезд
будет производиться с бульвара Радищева. Тогда пешеходы на Тверском проспекте
смогут чувствовать себя спокойно, а транспорт – нормально двигаться.
– В этом году особое внимание
уделялось безопасности движения вблизи образовательных учреждений – школ,
детских садов. Что удалось сделать в этом направлении?
– Нами совместно с Тверской
городской Думой, администрацией Твери была проведена огромная работа. По меньшей
мере, в предыдущие 5-7 лет, сколько я помню, не было ничего подобного.
Сотрудники ГАИ совместно со специалистами городской и районных администраций
провели обследование всех школ и детских садов областного центра, по каждому из
них был составлен акт с указанием конкретных мероприятий. В течение всего лета
устанавливались дорожные знаки, наносилась разметка, оборудовались
искусственные неровности – так называемые “лежачие полицейские”. В большинстве
образовательных учреждений к первому сентября работы были завершены. То, что
сделать не успели – будет доделано в ближайшее время. В частности, сейчас
решается вопрос с установкой знаков “въезд запрещен” на территориях всех школ и
детсадов – где-то они были сорваны, а где-то их никогда и не было. Соответствующие
поручения даны, крайний срок исполнения – конец ноября.
В целом по безопасности
образовательных учреждений работа проведена очень масштабная, и я хотел бы
сказать за это большое спасибо и руководству города, и руководству
непосредственно сферы образования, и дорожным службам. Эффект очень высокий, и
я думаю, так надо продолжать и впредь.
– Еще одна тема, которая
сегодня в той или иной степени волнует, наверное, каждого – состояние дорог
предстоящей зимой. Насколько, с вашей точки зрения, Тверь готова к снегопадам и
гололедице? Можно ли будет без риска для здоровья пройти и проехать по зимнему
городу?
– Ну, во-первых, огромную роль
здесь играет человеческий фактор. Есть лица, которые должны отвечать за уборку
города – это директор предприятия, мастер по району, диспетчер. Они должны
знать обстановку и оперативно руководить работами. Этому моменту мы уделяем
большое внимание. Недавно прошло совещание, на котором присутствовали не только
начальство МУП “ЖЭК” и ответственные по районам, а абсолютно все мастера, все,
кто будет руководить процессом на местах. Мы обсудили все вопросы
взаимодействия, зоны ответственности, буквально “разжевали” все в мельчайших
подробностях – будем надеяться, это поможет.
Что касается техники – будем
смотреть правде в глаза – той, что имеется в наличии, при сильных снегопадах
будет маловато. Этот вопрос был очень серьезно поставлен на совещании у главы
администрации города, и сейчас рассматриваются варианты его решения. В
настоящее время, насколько мне известно, приобретаются дополнительные машины.
Если они прибудут в срок, проблема будет снята: техники городу хватит, а что и
как убирать, мы уже определились. Прорабатывается и вариант аренды недостающих
машин на зимний период.
В отношении снегоуборочных
машин, самосвалов для вывоза снега все гораздо проще. Часть техники есть в
наличии, по остальной уже заключены договора, определены организации, где эти
машины можно будет взять. Есть и снегопогрузчики, и грейдеры, даже приобретен
ротор – все это серьезно облегчит работы по устранению зауженности
магистральных улиц. Так что если поставленные вопросы будут решены и
человеческий фактор сработает как надо – с задачей уборки города администрация
справится.
– Вы не раз упоминали о
совместной работе с администрацией города – совещаниях, поручениях,
договоренностях. Как в целом вы можете оценить уровень взаимодействия между ГАИ
и муниципальными властями?
– Ну, как я уже сказал,
практически все задачи, поставленные в этом году, городские власти выполнили.
Год еще не закончился, но если все сложится так, как мы определились, можно
констатировать, что взаимодействие между ГАИ и администрацией города
существенно изменилось в лучшую сторону. Думаю, и люди это заметили. Взять хотя
бы светофоры – раньше они могли по трое суток стоять и не работать, особенно в
выходные дни. Сейчас же все решается намного оперативнее. Более качественно,
чем прежде, выполнялся и ямочный ремонт – не было таких безобразий, чтобы
асфальт клали в лужи, на листья, на мусор. Считаю, что во многом на качество
работы повлияло создание нового городского управления по благоустройству и
дорожному хозяйству – там работают профессионалы, они знают, чем занимаются.
Соответственно, короче стала цепочка прохождения информации, повысилась
скорость реагирования, и ситуация начала меняться.
Сегодня главное правильно
составить план работ на следующий год по увеличению пропускной способности
улиц, по приведению в нормативное состояние пешеходных переходов, оборудованию
новых пешеходных переходов, а главное устранению очагов аварийности.