В Москве состоялся премьерный показ фильма «Матч», приуроченный ко Дню Победы. В картине рассказывается о «матче смерти», который был сыгран 9 августа 1942 года между футболистами киевского «Динамо», «Локомотива» и немецкой командой «Flakelf» в украинской столице, оккупированной фашистами. Главную роль в фильме сыграл Сергей Безруков. Перед премьерой актер ответил на наши вопросы.
— Сергей, вы так резко похудели, что появились слухи о ваших серьезных проблемах со здоровьем…
— Все это — неправда. У меня со здоровьем все в полном порядке, и чувствую я себя просто прекрасно! Кто-то запустил этот бред, и все кинулись повторять… А на самом деле все просто: я похудел для роли вратаря. Если это нужно для создания образа – то я всегда готов и похудеть, и поправиться. И после «Матча» мне сразу снова пришлось худеть, чтобы в другой картине играть роль 75-летнего тщедушного старичка.
— Что это за картина?
— Не скажу. Об этом пока рано говорить – съемки только начинаются…
— Как вас приняли на Украине?
— Хлебосольно! Мы снимались в городе Василькове, и местные жители встретили нас, как родных. И как увидели, что я худой – тут же бросились откармливать: несли на съемочную площадку сало, галушки, драники… Все такое калорийное, все так вкусно пахло! И мне приходилось прятаться от их гостеприимства, потому что могли закормить до смерти. А мне нельзя было толстеть — я же худел как раз для этой роли! Но — низкий поклон всем украинцам: их гостеприимство меня очень растрогало!
Одессит
— У вас такой замечательный украинский говор…
— Это не украинский — это одесский говор. «Шо такое Одесса?» Просто я очень люблю этот город, у меня там много друзей, и я всегда там бываю с превеликим удовольствием — меня там всегда очень хорошо принимают. Люблю поселиться поближе к морю, окунуться в этот необыкновенный город, в его особый колорит…
— А почему у вас одесский говор, если действие происходит в Киеве?
— Да, действие происходит в Киеве, но мой герой Раневич – как и его прототип Николай Трусевич — одессит. Кстати, мы сначала чуть не упустили этот важный момент. Хорошо, что вовремя вспомнили — ведь в Одессе особый говор, не киевский. И нам очень повезло, что в съемочной группе оказался настоящий одессит Серега Деревянко — украинский актеру, который родом с Одессы. Я попросил научить меня одесскому говору. «Та не вопрос!» — ответил он. Взял ручку — и пометил мне в сценарии, как правильно говорить по-одесски, что и как произносится на одесский манер, и еще добавил какие-то местные словечки и выражения. И в процессе съемок я постоянно подходил к нему за консультациями. А иначе жители этого прекрасного города мне бы не простили, что я, играя одессита, говорю иначе!
Вратарь
— Трудно было играть футбольного вратаря?
— Я когда-то сам стоял на воротах, еще в школе. Однажды принял мяч — и в этот же момент нападающий ударил по нему. В результате у меня оказался сломанным палец, и с тех пор на воротах я больше не стоял. Но все равно, хоть с того момента прошло уже много лет — мне было гораздо проще, чем другим актерам, которые начали с нуля. Хотя тренироваться, конечно, все же пришлось…
— Вам кто-то помогал?
— Я смотрел фильмы про великого Льва Яшина. И еще меня тренировал наш известный вратарь Сергей Овчинников — мы с ним несколько раз встречались в «Лужниках». Он меня обучал вратарской технике. И приговаривал: «Это мне с моим высоким ростом тяжело, а ты прыгнул – упал, прыгнул – упал, тебе попроще». И я старался, как мог, воспроизвести. А еще Овчинников показывал мне разные «украшательства»: «Вот это — для того, чтобы стадион взревел». А на самом деле это — абсолютные понты! А если вратарь выпрыгивает и мяч из девятки и еле-еле выбивает — это значит, что он проиграл этот мяч. Потому что он должен обладать чутьем — нужно вовремя смещаться, и практически мяч должен лететь тебе в руки. В этом и было великое искусство Яшина!
— Но Овчинников – современный вратарь. А в те годы, наверное, и игра была другой?
— Я много посмотрел футбольной хроники 40-х годов. Техника вратарская не изменилась с тех пор — лишь немножко изменились правила. И сильнее всего изменилась одежда. Смешно видеть кепочки на вратарях 40-х — они даже во время пенальти кепочку снимали и делали ею пассы в сторону ворот. Был совершенно уникальный случай: вратарь положил кепочку в ворота, принял мяч и с ним в руках пошел за кепочкой. И ему засчитали гол! Кстати, эти кепочки отменили из-за того, что, когда били угловые, сзади противник мог надвинуть вратарю кепку на глаза, и тот преставал контролировать ситуацию, а противники этим пользовались.
— Во время съемок вы играли по-настоящему?
— Да, по-настоящему. Иногда игроки «заводились» – хотелось забить мяч! И я не знал, когда будут бить по воротам… Короче говоря, играли в реальный футбол. Какие-то мячи я вытаскивал — и даже сам не понимал, каким образом, откуда бралось чутье — везло, наверное… Мы действительно стали командой… Менее тренированные ребята задыхались — они же не профессионалы, а дубль шел за дублем, без остановок…
Болельщик
— Вы теперь в футболе — почти профессионал. На чемпионат Европы не собираетесь съездить, поболеть за наших?
— Мне хочется «здороветь», а не болеть. А то мы все болеем да болеем… Да и зачем, по большому счету, нашей сборной моя поддержка? Им и так досталась отличная группа!
— Как вы думаете: наши смогут победить?
— Раньше советские футболисты всегда бились до конца. А теперь у нашей сборной футбол, мне кажется, зависит от настроения. Когда оно хорошее — то и они радостно пинают мяч, а если плохое — они сонные и вялые бродят по полю. А проиграв, начинают оправдываться: «Ой, да че-то не пошло сегодня…». А в это время стадион ревет, с ума сходит… Да любой мальчишка, если с трибуны выскочит на поле — так побежит, как Аршавину и не снилось! Я когда смотрю такие матчи — даже молиться начинаю про себя: «Ребята, там же болельщики ревут за вас, трибуны ходуном ходят! Ну, бегайте, умоляю вас, бегайте! На вас же смотрит вся страна! Умирайте, но бегайте!»
— Как думаете: ваши мысленные импульсы им помогают?
— Если бы они помогали! Во мне до сих пор живет рана от матча в 2008 году Россия – Испания в полуфинале «Евро». Это была настоящая трагедия: все болельщики находились в предынфарктном состоянии, и я в том числе! Тупо смотрел на экран — и никак мог понять: что же происходит? Да, испанцы – сильная команда, но зачем же так сразу сдаваться?! Да вы хотя бы бегайте! Как же так?! Вся страна смотрит, затаив дыхание, а они еще и не бегают! Так нельзя. А ведь там — хорошие футболисты, талантливые…
— Из вас бы, наверное, получится хороший психолог для нашей сборной…
— У них и без меня есть хороший психолог. Главное — чтобы было настроение и чувство совести. Без него никак не выиграть. Они должны четко понимать, что играют за великую страну и за великое прошлое этой великой страны. И что за ними стоят тысячи доблестных побед нашей нации. Что они не имеют права подводить, играть в полсилы. Надо отдавать игре всего себя! И пусть помнят, какой отличный был советский футбол. С тех потрясающих футболистов надо пример брать! С тех ребят, которые тогда в Киеве показали фашистам, что нас не сломить!
Интрига
— Как вы думаете, у тех ребят было чувство страха?
— Страх есть у всех, и кто скажет обратное — это неправда. Но его должно побеждать чувство человеческого достоинства! И мужчина должен уметь скрывать свои чувства – и страх в том числе.
— А как насчет слез? Ваши герои иногда плачут…
— Актер должен быть сентиментальным и романтичным, и его, конечно же, что-то может растрогать до слез… Но свои слезы я могу показать только на сцене или в кино. А в жизни вы этого от меня не дождетесь. Мужики не плачут!
— Недавно в новой программе Ивана Урганта вы наконец-то раскрыли главную интригу фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» — признались, что сыграли Владимира Высоцкого. До этого были Пушкин, Есенин… Вы готовы сыграть еще каких-нибудь поэтов?
— А почему нет? Ведь кто-то же должен играть поэтов…
Алена Афанасьева