Депутат Тверской городской Думы Сергей Делаков уверен: трамваю в Твери быть!
Большинство жителей Твери считает, что трамвай в областной столице должен вновь стать основным видом общественного транспорта. Это — один из символов города, а его экологичность (по сравнению с теми же автобусами) неоспорима. Нужно лишь привести в порядок трамвайные пути и обновить парк вагонов. Такого же мнения придерживается и депутат Тверской городской Думы Сергей Делаков. Во время встречи с журналистами тверских СМИ, проведенной на «месте действия», там, где ведется восстановление трамвайных путей, он вкратце обрисовал перспективы трамвая:
— Конечно, первоначальные планы провести капитальный ремонт всех основных трамвайных маршрутов оказались утопическими. Обследование путей показало — средства на это требуются неимоверные. Но если подойти к решению проблемы постепенно, начав с ремонта самых проблемных участков… Тогда сохранить трамвай мы сможем.
Один из таких проблемных участков находится на Тверском проспекте в районе торгового центра «Олимп». Пути там были настолько изношены, что ни о каком дальнейшем их использовании не могло быть и речи.
— Вы сами видите: рабочие меняют не только рельсы и шпалы, — продолжает Сергей Юрьевич. — Пришлось полностью заменить бетонно-гравийную подушку, так как от прежней ничего не осталось. Зато теперь, по окончании работ мы будем иметь участок пути, по которому трамваи смогут двигаться с большой скоростью. Правда, в этом случае возникает вопрос безопасности движения…
По мнению Сергея Делакова, проблему безопасности можно лучше всего решить, установив ограждение, отсекающее поток машин от трамвайных путей. То есть сделать невозможным выезд автотранспорта на трамвайные пути. Но против этого резко возражает ГИБДД.
— По мнению службы безопасности дорожного движения, такие ограждения ставить нельзя, говорит Сергей Юрьевич. — Они считают, что это сузит полосы движения и приведет к возникновению аварийных ситуаций. Что ж, это их точка зрения, лично для меня она неубедительна. Но раз так, то придется инспекторам следить за тем, чтобы машины не занимали полосу движения трамвая. Тогда он сможет двигаться беспрепятственно, соблюдать расписание. Последнее должно понравиться горожанам. Не везде, конечно, можно это организовать, но все же такие участки есть…
Обращает на себя внимание и технология установки рельсов. Это так называемые бесшовные рельсы, изготавливаемые с помощь специальной сварки, фактически сплавления отрезков рельса в единое целое. И еще одно: рельсы используются старые, так сказать, б/у. Объяснение этому очень простое.
— К ремонту путей мы приступили в режиме жесткой экономии. Поэтому закупка новых рельсов была практически исключена. И город пошел по другому пути, — уточняет Сергей Юрьевич.
На многие участки трамвайных путей, ныне не используемые, и раньше-то нагрузка была невелика. Поэтому и рельсы, и бетонные, и даже деревянные шпалы остались в очень хорошем состоянии. Они без проблем прослужат еще несколько десятков лет. Кроме того, на городских складах хранится большой запас ранее демонтированных рельсов. Также в хорошем состоянии. Поэтому и было принято решение отказаться от закупок и использовать наличные запасы и вновь демонтируемые рельсы. Как показала практика, решение себя оправдало, никаких технических сложностей при монтаже не возникло.
А на некоторых участках трамвайных путей в городе удалось обойтись и без замены пресловутой «подушки». Например, на улице Коминтерна, в районе железнодорожного вокзала. По словам Сергея Делакова, это сэкономило значительные средства.
— Как вы видите, рельсы и шпалы здесь просто расчищены, и между ними установлены стяжки, — говорит Сергей Юрьевич. — Последнее нужно, чтобы идеально соблюсти параллельность рельсов. А вот замена подушки не потребовалась, замеры показали, что она в приемлемом состоянии. На том участке осталось, фактически, только провести контрольные работы с помощью специальной измерительной техники. И тогда участок — готов.
Но не везде дело обстоит так гладко. Многие километры путей пребывают в прежнем, то есть ужасном состоянии. Есть и проблемы с подрядчиками: сроки ремонта не выдерживаются.
— Ремонт предстоит еще долгий, — продолжает депутат. — Один из самых проблемных участков, на мой взгляд, площадь Капошвара. Там замена рельсов необходима. Но вот когда ремонтники смогут к ней приступить, сказать не берусь. А вот то, что они и в целом не выдерживают сроков ремонта… Объяснение у них такое: встретились непредвиденные трудности. Выражаясь понятнее: степень износа путей оказалась значительно выше первоначальных расчетов. Оно, может, и так. Но о чем вы думали, когда подавали документы на конкурс, определивший подрядные организации? Сроки исполнения работ в таких документах — главный критерий. С этим еще предстоит разобраться.
И все же, по мнению Сергея Делакова, будущее у тверского трамвая есть:
— Этот транспорт в Твери должен быть сохранен. И я благодарю всех горожан, которые поддержали нас, депутатов, его отстаивавших. Пусть сделано далеко не все. Но уже закуплены восемь новых трамваев, отремонтирован ряд участков. Не могу, увы, назвать конечных сроков ремонта — трудностей действительно много, и не только финансовых. Но все они, на мой взгляд, преодолимы. А значит, мы делаем нужное и полезное для города дело.
С депутатом трудно не согласиться. Особенно тем, кто живет в центре — уровень автомобильных выхлопов уже зашкаливает, особенно «стараются» автобусы и маршрутки. Может быть, экологически чистый трамвай станет им альтернативой. К тому же, это — действительно символ города. Без него нам нельзя.
Николай Тарасов