Знаменитый артист отметил свое 80-летие на сцене — в окружении друзей и поклонников.
Свое 80-летие народный артист СССР Армен Джигарханян отмечал почти неделю. Но основные торжества прошли, как и следовало ожидать, в его вотчине — Московском драматическом театре Армена Джигарханяна.
Поначалу Армен Борисович собирался устроить обычный творческий вечер, но в самый день торжественного мероприятия вдруг решил удивить гостей — и приготовил для них сюрприз. После многолетнего перерыва он снова вышел на сцену, чтобы показать гостям кусочек из спектакля «Театр времен Нерона и Сенеки», где он играет старого мудрого философа – собственно, практически самого себя.
Волнения
Сам виновник торжества накануне спектакля заметно волновался.
— Я переживаю, как перед какой-то большой премьерой — второй день думаю, что я скажу публике, когда выйду на сцену перед началом представления, и потом, когда опустится занавес, — признался нам знаменитый актер. — И волнуюсь не только я – а каждый человек из моего театра, который выйдет вместе со мной на сцену. Ведь мы здесь – одна большая семья, и каждый в ответе за всех. Но я надеюсь, что сегодня мы не обманем ваши ожидания.
И не обманули! Взыскательная публика устроила Армену Джигарханяну и его артистам овацию. Бурные аплодисменты и крики «Браво!» не смолкали несколько минут. И лицо юбиляра в свете софитов сияло от счастья. А потом актеры откланялись и ушли за кулисы, а на сцене остался лишь виновник торжества. И гости вечера — друзья и коллеги Армена Борисовича — поочередно поднимались к нему из зала, чтобы лично поздравить его с юбилеем и сказать теплые слова. И первым это сделал знаменитый клоун Леонид Лейкин. Он появился на сцене совершенно неожиданно – даже для самого Джигарханяна это было сюрпризом. Артист вручил Армену Борисовичу розу, а потом достал из своих широких клоунских штанин рог для именинника и рюмку для себя, разлил вино и произнес тост за здоровье юбиляра. А гости в зале прокричали троекратное «Ура!»
Талант
Ольга Кабо прилетела со съемок всего на несколько часов в Москву, чтобы лично поздравить юбиляра.
— Сейчас осень, надо запасаться на зиму витаминами — вот вам вся палитра! – с этими словами актриса вручила Джигарханяну огромную корзину фруктов. А потом предалась воспоминаниям. — Когда я училась во ВГИКе у Сергея Федоровича Бондарчука, мастерская Джигарханяна была напротив нашей, и студентов, которые у вас, Армен Борисович, занимались, мы называли «армянский курс». Мы тогда ставили «Вишневый сад», где я играла Раневскую. Ирина Константиновна Скобцева учила нас красиво ходить. И вот мы выходим после занятий в коридор — такие чинные, задумчивые… И в этот момент открывается дверь из «армянской мастерской» — и из нее вываливает шумная, буйная толпа, и еще и говорят специально с армянским акцентом. Такой восточный базар… В общем, был такой колоссальный контраст, который врезался в мою память навсегда. Помню еще один момент: мы, студенты репетировали одну сцену, и Сергей Федорович был нами очень недоволен. Он говорил: « Чтобы быть артистом, нужно иметь талант, а у вас его нет! Научить этому нельзя. Сейчас я позову своего друга Армена, и мы вам покажем, как надо!» Уходит — и возвращается уже с Арменом Борисовичем. И говорит: «Сейчас мы сядем к вам спинами — и вы все поймете, что мы сыграли. Нам не нужны слова!» Я сейчас уже не помню, что конкретно они там играли, но их спины действительно были красноречивее слов. Тогда Джигарханян был для меня просто недосягаем! Когда он проходил по коридору — то просто хотелось идти за ним и вдыхать аромат его таланта! Да он и сейчас для меня таким остается. А как он умеет говорить комплименты женщинам — если бы вы слышали и видели! Он смотрит тебе в глаза — и уже все понятно без слов, одного этого взгляда достаточно! Он великий мудрец и замечательный, огромной души человек!
Сын
Приглашая на сцену Харатьяна, ведущая вечера раскрыла небольшую тайну: что Армен Борисович называет Дмитрия своим сыном. И актер, вручив виновнику торжества свой подарок — куклу клоуна ручной работы – продолжил эту тему.
— Армен Борисович, я ведь на самом деле ощущаю себя вашим сыном, — признался Харатьян. — Мой папа, как и вы, тоже родился в 1935 году. И я тоже, как и вы, сын великого армянского народа. И еще ко всему — я тоже артист. И что немаловажно, отчасти стал артистом благодаря вам. Я с раннего детства люблю смотреть фильмы с вашим участием, мне нравятся все ваши персонажи, в том числе и отрицательные — для меня они самые яркие. Один только штабс-капитан Овечкин из «Неуловимых мстителей» чего стоит!
И, обращаясь уже к залу, продолжил:
— Нам всем с вами повезло, что мы живем в эпоху Армена Борисовича Джигарханяна и можем наслаждаться его выдающимся мастерством. Но мне повезло больше всех. Потому что я не только смотрел его фильмы и спектакли, и не только снимался вместе с Джигарханяном в фильмах, но я даже мультики озвучивал вместе с ним. А теперь еще и выхожу в спектакле «Не телефонный разговор» на сцену его театра.
И, вновь повернувшись к виновнику торжества, с волнением в голосе закончил:
— Спасибо вам за это актерское счастье!
Женщины
Никас Сафронов, выйдя на сцену с большим свертком, сказал:
— Я счастлив, что судьба свела меня с Арменом Джигарханяном!
Художник вручил виновнику торжества свою картину, которая, по словам автора, в символическом виде отображает истину: жизнь бренна, а искусство вечно.
А композитор Максим Дунаевский пропел юбиляру свое поздравление на музыку знаменитого хита из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором заменил слова. А в качестве подарка пообещал написать музыку к любому спектаклю, который в ближайшее время будут ставить в театре Армена Джигарханяна. А потом завел разговор на интимную тему.
— Я расскажу про женщин, — сказал Максим Дунаевский, вызвав сразу повышенный интерес в зале. — Мы с Арменом много лет знакомы и дружим. Хотя он и сыграл отрицательную роль в моей жизни, уведя мою жену Ольгу Данилову. Не в прямом, конечно, смысле — просто она ушла от меня, потому что училась у Армена Джигарханяна на курсе во ВГИКе, окончила его — и решила, что она теперь звезда и свободная птица, и я ей больше не нужен. И в результате мы расстались. А вообще по части женщин, надо сказать, Армен меня обскакал — прямо на повороте!
Видимо, Максим Дунаевский имел в виду, что возлюбленной 80-летнего Армена Джигарханяна Виталине Цымбалюк-Романовской — 36 лет, а супруге 70-летнего композитора Марине Рождественской — 42.
— Еще хочется сказать одну важную вещь, — продолжил Дунаевский. — Раньше, когда кино еще не было, и люди ходили в театр, популярному актеру за кулисами достаточно было кашлянуть – и зал, узнав его по голосу, начинал кричать: «Браво!» Сейчас это все, к сожалению, стерто. Но Армен — из тех немногих артистов, которых узнают по голосу! Его голос не спутаешь ни с каким другим. И это тоже — признак уникальности этого человека!
Девиз
Режиссер Алла Сурикова, у которой Армен Джигарханян снимался в нескольких фильмах, преподнесла имениннику поющую механическую птичку. И тоже не могла не вспомнить несколько интересных моментов.
— У нас с Арменом — долгая история, — призналась Алла Ильинична. — Началась она с картины «Ищите женщину», куда Армен пробовался, но снимался Куравлев. И Леня потом про эти пробы рассказывал так: «Алла попробовала артиста с умными глазами — он бы уже на второй минуте узнал, кто убийца». Потом, уже через несколько лет, нам все же удалось поработать вместе с Джигарханяном. Когда Армен снимался, это всегда были уроки, которые он преподавал всей съемочной группе. Уроки мудрости, красоты, любви. Он снимался в моей картине «Искренне Ваш» — играл роль директора театра, как ни странно. И вот там был момент, где в одной из сцен должна была пройти девочка. Я беру свою 16-летнюю дочь Киру. Но от того, что она идет навстречу самому Армену Джигарханяну, она впала в такой ступор, что двигалась, как ходячий манекен. И тут Армен Борисович подмигнул ей и говорит: «Шевели талантом!» Обстановка моментально разрядилась, и все сыграли так, как надо. А эта фраза стала у нас семейным девизом.
Счастье
После Аллы Суриковой на сцену поднялся еще один давний друг Джигарханяна — доктор Леонид Рошаль.
— Тут Алла Сурикова признавалась тебе в любви. А я-то думал, что она любит только меня, а оказывается — еще и тебя, — с улыбкой начал Леонид Михайлович. — Армен, у тебя замечательные глаза: добрые, умные, настоящие, совершенно потрясающие! Стоять здесь рядом с тобой – великая честь. И я сделаю сейчас простую вещь: попрошу всех встать и приветствовать тебя стоя!
И весь зал встал, а потом разразились громкие аплодисменты, и гости еще долго кричали: «Браво! Браво! Поздравляем!»
А именинник, когда крики начали затихать, поднял руку, как будто просит слова. И после того, как воцарилась тишина, произнес:
— Я люблю вас всех. А еще я очень люблю театр — и может быть, это моя самая большая радость и слабость. Спасибо вам, что вы пришли сюда меня поздравить. Это для меня большое счастье!
Валерия Хващевская