Молодая актриса Дарья Урсуляк — исполнительница одной из главных ролей в новой экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», премьера которой состоялась на телеканале «Россия». Постановкой картины занимался режиссер Сергей Урсуляк, а по «совместительству» – отец Даши.
В картине она играет Наталью, жену Григория Мелехова. Мама Дарьи — актриса театра «Сатирикон» Лика Нифонтова, сестра — актриса Александра Урсуляк.
Актриса откровенно рассказала нам о том, как она на самом деле стала актрисой. И о своей дружной семье, в которой каждый – личность с большими творческими амбициями.
Размах
— Даша, вы первый раз работали на съемочной площадке своего отца. Это сложно?
— Очень непросто… И наверно, папе еще сложнее, чем мне. Я все время боюсь что-то испортить…
— Сергей Владимирович как-то настраивает вас на нужный лад?
— Нет, у меня самой есть внутренняя потребность сделать все безукоризненно, что ли. Для меня сниматься в «Тихом Доне» — большая ответственность…
— Как вы думаете, почему ваш отец взялся за экранизацию этого произведения, ведь уже существует такая замечательная версия Сергея Герасимова?
— Он любит Шолохова… Плюс его привлекают масштабы. После экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» он снова искал что-то эпохальное, значительное, где ему можно развернуться. А в «Тихом Доне» есть и размах, и колорит.
Любовь
— Трудно было играть Наталью, нелюбимую женщину?
— Мы все время в этом разбираемся, пытаемся понять, что значит: «любит – не любит», ведь в жизни все не так просто… Интересно, что «разлучницу» играет моя однокурсница, выпускница Щукинского училища Полина Чернышева, а роль моего мужа Григория исполняет замечательный актер Женя Ткачук. И вообще, все актеры подобрались в основном молодые.
— На Дону были впервые?
— Нет, у меня бабушка по материнской линии – из Ростова-на-Дону, да и другие родственники из тех краев. Но именно на том месте, где мы снимали, была впервые. Там такая красота и чистота… Хотя вообще-то я — не большой любитель природы, в экспедициях обычно быстро устаю и красот уже не замечаю. А тут как-то прониклась видами.
— Герои шолоховской истории стали вам ближе?
— Появилось ощущение полной реальности и современности этих персонажей. Абсолютно не думаешь о том, что эти люди жили на Дону сто лет назад, что у них были какие-то странные взаимоотношения. Это вообще история про нас, про страну — про то, что происходит сейчас.
Родители
— Вы — из актерской семьи, и вроде бы, не удивительно, что стали актрисой. А какие у вас отношения с родителями?
— Они меня очень опекают, стараются всегда присутствовать в моей жизни, быть в курсе всего. Порой это вызывает разные чувства, но что теперь делать? Я сама их такими сделала, а они меня воспитали такой. Невозможно же теперь взять и искусственно отделиться! У нас очень тесная связь и с мамой, и с папой.
— Это большая редкость, вам можно по-хорошему позавидовать! Наверно, вы с мамой общаетесь как подруги?
— Я очень доверяю маме и прислушиваюсь к ее словам. Даже если иногда мне не очень хочется говорить по душам – мама сама начнет разговор и «выведет на чистую воду».
— Вы общаетесь только с людьми своего круга, своей среды?
— Вовсе нет… Мои друзья, в основном, не связаны с театром и кино. Я и сама четыре года проучилась в Российском гуманитарном университете на факультете иностранных языков. Надо сказать, что я и не испытываю особой потребности дружить с актерами. У меня все наоборот получается.
Выбор
— А как получилось, что оставили учебу в Гуманитарном университете и пошли в театральный вуз?
— Я никогда не была на сто процентов уверена, что языки — это мое. Я просто выбрала гуманитарное направление, да и университет находился недалеко от дома, что немаловажно. И вообще, я не особо понимала, что происходит вокруг, я же была маленькая – мне было всего шестнадцать! А потом, когда стукнуло двадцать один — осознала себя совершенно другим человеком. И спросила себя: «А что я тут, собственно, делаю?» Точного ответа не получила, но откуда-то пришло убеждение и решение, что мне нужно идти в театральный. И я это сделала.
— Как к этому отнеслись ваши родители?
— Я им не сразу сказала. Но они, как всегда, сами догадались!
Мальчики
— Можно ли сравнивать юношей и девушек вашего поколения? Кому сейчас легче приходится?
— Заметила, что мальчишкам сейчас как-то сложнее. Могут сутками «зависать» дома, находясь в какой-то прострации и в поисках себя. А потом встречают хорошую девочку — и у них сразу появляется мотивация к тому, чтобы начать что-то делать в этой жизни.
— Разве это не распущенность – сидеть дома и ничего не делать?
— Думаю, нет. Иногда это перерастает в депрессию, из которой молодому человеку без посторонней помощи выйти сложно. Хотя есть и распущенность, конечно. Сейчас много ребят из серии «соберите меня, я разваливаюсь». У нас на курсе тоже были такие, учились довольно расслабленно, инфантильно. Хотя мне лично непонятно: как это возможно в актерской профессии? Здесь или все — или ничего. А может, у меня самой изначально была сильная мотивация: я точно знала, зачем бросаю один вуз и иду в другой.
— А каких качеств, на ваш взгляд, не хватает современным мужчинам?
— Хотелось бы внятности и ответственности со стороны мужчин – возможно, это звучит банально, но именно этого сегодня так не хватает! Хочется, чтобы у мужчины была сила воли, характер, чтобы он умел отвечать за свои решения. А еще желательно — и за твои решения тоже, а также за решения твоей мамы, бабушки и собаки. Как ни странно, я довольно много сильных мужчин вижу в нашей профессии — в нашем театре, например.
Театр
— Говоря «наш театр», вы имеете в виду «Сатирикон»?
— Да. Хотя я играю один спектакль и в другом театре – имени Вахтангова, да не с кем-нибудь, а с замечательным артистом Владимиром Абрамовичем Этушем! Владимир Абрамович — человек с характером, с судьбой, замечательный, великий… Но с ним бывает очень непросто. Когда мы репетировали — я в спектакле «Окаемовы дни» играю его внучку — он и кричал, и ругался на меня. Но что творится после спектакля, когда зрители приветствуют Этуша, как они его принимают! Это ни с чем не сравнимо!
— Что вам все-таки ближе: театр или кино?
— Начав работать и в театре, и в кино, я поняла, насколько это разные профессии — два отдельных мира, никак между собой не связанных. Иногда сама не понимаю, как это все сложить в голове. Но без театра, мне кажется, актер совершенно не может существовать.
Повезло…
— Давайте представим такую житейскую ситуацию: вы знакомите родителей с вашим парнем, а он им не нравится. Что дальше?
— Они у меня очень деликатные и не позволят себе резких высказываний. Наверно, примут его и скажут что-то типа: «Ну, ладно, что ж теперь делать… Примем, полюбим такого, какой есть!» Но меня больше волнует даже не это, а то, как сам парень отнесется к моим родителям, что о них подумает? Для меня этот тест — как лакмусовая бумажка. Если он, допустим, скажет: «Знаешь, не нравится мне фильм Сергея Урсуляка «Долгое прощание», — то я сомневаюсь, что у нас с ним что-то получится. Вообще, не стоит детям что-то плохое говорить об их родителях, а родителям – о детях. Образно говоря, я любому горло перегрызу, если услышу негатив в адрес своих родителей. И они, видимо, так же. Наверно, мне с ними просто повезло…
Марина Долгорукая