В конце 2002 года с интервалом в неделю в Твери были застрелены бизнесмен Максим Лохов и известный авторитет Юрий Бурин. Кто и зачем это сделал? Все точки по этим громким преступлениям были расставлены недавно в Тверском областном суде
Небольшое кладбище возле тверского поселка Химинститута. Искать нужную могилу долго не пришлось — она в самом центре прижавшегося к шоссе погоста. С гранитного памятника смотрят ясные, вдумчивые глаза Максима. Ему всего 38! Многого успел добиться в жизни, доказать свою состоятельность, свой профессионализм. А сколько планов было впереди! В этом году ему исполнилось бы 50. Но Максиму Лохову всегда будет только 38. Пули жестокого убийцы оборвали жизнь этого успешного и очень светлого человека.
Сразу после трагедии в конце ноября 2002-го в нашей газете (тогда она еще выходила под брендом «Жизнь») я опубликовал статью под названием «Кто заказал Максима Лохова?». Ответов на этот главный вопрос не было ни тогда, ни в последующие 11 лет. Помнится, обращаясь через газету к действующей власти и правоохранительным органам, я публично спрашивал: будет ли когда-нибудь это преступление раскрыто, понесут ли наказание виновные? И вот по прошествии стольких лет снята завеса тайны с этой трагедии. На судебном заседании названы имена заказчиков и непосредственных исполнителей убийства. Я посчитал, что наши читатели не останутся равнодушными, познакомившись с эпилогом этой действительно страшной и затянувшейся истории. К тому же к ней оказались причастны многие известные персонажи. Кого-то из них покарал закон, а кого-то и сама жизнь. Но давайте еще раз вспомним те события и вернемся в 2002-ой год.
Максим
О гибели Максима Лохова я узнал из теленовостей. Сначала решил, что ослышался. Но фамилию моего доброго приятеля называли снова и снова… В голове не укладывалось: «Убили Максима?! За что?»
Он был обычным бизнесменом, типичным представителем только нарождающегося тогда среднего класса. Деловой, хваткий… Несколько лет назад сумел создать свою строительную фирму, специализировался на качественных отделочных работах. Достаточно сказать, что компания Лохова получала подряды на ведение внутренних работ на таких престижных объектах, как новое здание отделения Сбербанка на улице Трехсвятской, в казино «Зебра», в развлекательном комплексе «Лазурь».
Но успехи в бизнесе не вскружили голову Максиму. Он по-прежнему оставался доброжелательным к людям, веселым и жизнерадостным человеком. Вокруг него всегда было много друзей.
Последний раз мы виделись с ним недели за две до гибели — случайно пересеклись в центре города. Он обрадовался встрече, долго жал руку… О многом хотелось поболтать. Договорились в ближайшее время посидеть где-нибудь без спешки. Ничто не предвещало беды…
Убийство
Это случилось 22 ноября, в пятницу. Максим, как обычно, с утра приехал на объект. Его фирма заканчивала отделочные работы в развлекательном комплексе «Лазурь». Сейчас это заведение жителям Твери больше известно, как ночной клуб «Зеркало». Примерно без пяти минут десять Лохов вышел из здания и направился к своему автомобилю — нужно было заехать за дочерью и отвезти ее на занятия в Университет. Он с любовью поглядел на свою красавицу АУДИ-А6. В те годы такой автомобиль приковывал взгляды окружающих и выгодно выделялся в потоке машин. Через мгновение он уже сидел в удобном облегающем кресле. Призывно и мягко заурчал мощный двигатель. Максим включил заднюю передачу, начал трогаться, и… в этот момент прозвучали выстрелы.
В шикарной машине посыпались осколки стекол. Хлопки раздавались один за другим. Находившиеся неподалеку люди даже не могли понять, что происходит. Позднее, по свидетельствам очевидцев следствие установит, что рядом с отъезжающей машиной шел человек и производил руками какие-то движения, похожие на стрельбу из пистолета.
В Максима стреляли в упор из двух пистолетов. В него было выпущено пять или шесть пуль. Затем убийца открыл дверь автомобиля и произвел контрольный выстрел в голову. Убедившись, что водитель мертв, преступник скрылся в соседних дворах.
Мотив
В понедельник Максима Лохова отпели во Власьевской церкви и похоронили на расположенном неподалеку небольшом тихом кладбище. Всех, кто пришел проститься с Максимом, волновал один и тот же вопрос: за что убили этого прекрасного человека? У кого поднялась рука?
Мы все хорошо знали, что Максим Лохов был законопослушным гражданином, не входил в состав никаких криминальных сообществ. У него не было ни долгов, ни врагов. Работодатели всегда оставались довольны качеством выполненных его фирмой работ. Заказчики стояли к Лохову в очереди. Ни одна из версий преступления не находила логического объяснения. И все-таки Максима Лохова застрелили, и убийство это было тщательно спланировано.
След
А через неделю киллеры также среди бела дня расстреляли выходившего из своего офиса Юрия Бурина, который считался одним из лидеров Редкинской ОПГ и удачно продвигал в Твери коммерческие проекты, связанные с игорным бизнесом. В самом этом убийстве, на первый взгляд, не было ничего удивительного. В те годы конфликты интересов и хозяйственные споры еще нередко решали с помощью пистолетов. Разборки между криминальными группировками были в порядке вещей. Но убийство Бурина заставило следователей по-новому взглянуть и на насильственную гибель бизнесмена Максима Лохова.
Странность заключалась в том, что Бурин и Лохов были хорошо знакомы. Именно Юрий Бурин был заказчиком, которому фирма Лохова выполняла отделочные работы в центре «Лазурь». А еще у них были практически одинаковые машины — темные «Ауди-А6». И, пожалуй, главное, что отмечали многие их знавшие — Юрий и Максим были внешне чем-то похожи.
Именно все эти сходства и последовавшие друг за другом убийства еще в те годы навели меня на мысль: а не могли Лохова и Бурина просто перепутать? Может быть, Максима убили по ошибке, а потом эту ошибку исправили, застрелив Бурина?
Развязка
Ответы на эти вопросы мы узнали только теперь, спустя больше одиннадцати лет. Мне в редакцию позвонила дочка Максима Лохова — Вероника. Она была взволнована. Рассказала, что, наконец-то, следствие по делу об убийстве ее отца завершено. Названы заказчики преступления и исполнители. Областной суд вынес приговор.
Мы встретились с Вероникой. Это ее в тот злополучный день 22 ноября 2002 года Максим Лохов должен был отвезти на занятия в Университет. Не отвез.
Вероника передала мне протоколы и копии решений Тверского областного суда. Приговор был оглашен 18 февраля этого года. Материалы этого процесса повергли меня в настоящий шок. На скамье подсудимых были четыре представителя уже нашумевшей в прошлом, так называемой, банды «тверских волков». Это Александр Агеев, Александр Осипов, Дмитрий Баскаков и Илья Левыкин. Характерно, что первые трое уже отбывали пожизненные сроки за предыдущие громкие преступления. Теперь официальный список их жертв пополнился еще несколькими именами. Среди них Максим Лохов и Юрий Бурин.
Непосредственными исполнителями обоих убийств были некогда печально известный Дмитрий Веселов и Александр Агеев. И в Лохова, и в Бурина стрелял Веселов, а Агеев страховал. При стрельбе Веселов использовал два пистолета.
Ответ
А вот и ответ на наш главный вопрос: почему убили Максима Лохова? Как признались на суде подсудимые, они действительно устранили Лохова по ошибке. Просто перепутали его с Юрием Буриным. Все действительно оказалось так, как мы и предполагали: одинаковые машины, похожая внешность, один строительный объект. Заказ был на убийство Юрия Бурина. Через неделю после убийства Лохова киллеры «исправили ошибку» и «исполнили» Юрия Бурина.
Кто же заказчик? Для меня это оказалось неожиданным. Суд установил, что это Александр Костенко, известный всему региону, как «Лом». Всю информацию о жертве и оружие исполнителям предоставил его помощник А. Н. Осипов.
Жизнь — сложная штука. Очень часто неправедные дела бумерангом возвращаются обратно. Александр Иванович Костенко, которого мне тоже довелось знать, был убит. Нет среди живых и его помощника Осипова.
Главный киллер группировки Дмитрий Веселов пропал спустя лишь несколько месяцев после убийства Лохова и Бурина. Его тело обнаружили только в августе 2012 года. Ходили слухи, что Веселов был причастен к смерти известного тверского шансонье Михаила Круга, и, мол, братва ему этого не простила. Так ли это на самом деле мы не знаем. Но судьба никого из этих людей не сделала своим баловнем, никому не отмерила толику счастья. Одни убиты, другие проведут остаток жизни в тюремных застенках.
Обо всем этом я думал, стоя возле гранитного надгробия на могиле Максима Лохова. В 38 лет у него еще была вся жизнь впереди…
Дмитрий Фадеев