Между городами-побратимами проторенная дорога искренней дружбы и народной дипломатии длиною в 20 лет.
Вынырнув из-за облаков, самолет стремительно метнулся к земле. Не прошло и минуты, как колеса лайнера коснулись бетонной полосы аэропорта Женевы. В этом восхитительно красивом, нереально чистом и благополучном городе мы оказались неслучайно. Отсюда ведет наиболее короткая и удобная дорога до французского Безансона.
Насладившись атмосферой самого космополитичного города Европы, видами знаменитого Женевского озера, ароматом цветущих магнолий и буйством красок городских скверов и зеленых уголков, мы отправились в путь. Преодолев сотню километров, петляющих меж альпийскими лугами и горными отрогами Швейцарии, наш микроавтобус въехал на территорию Франции. О существовании границы напоминала лишь необитаемая будка охраны и поднятый шлагбаум.
Мы ехали в Безансон — город-побратим нашей Твери. Ехали по приглашению французских коллег, чтобы вместе отметить 20-летие установления братских отношений между Тверью и Безансоном.
Друзья
Пришло время представить нашу небольшую делегацию, которую возглавлял Глава Твери Александр Корзин. Также в нее входили депутаты Тверской городской Думы Александр Оводков — генеральный директор ЗАО «Калининское» и автор этих строк Дмитрий Фадеев — главный редактор газеты «Местное время». Вместе с нами в составе делегации находилась и начальник отдела международных и межмуниципальных связей ТГД Наталья Лундовская.
Признаюсь, я всякого ожидал от этой поездки, но пребывание в Безансоне, общение с руководителями города, с представителями общественности, простыми жителями превзошло самые смелые ожидания. Если сказать, что это был очень теплый и душевный прием, значит, не сказать ровным счетом ничего. Нас принимали, как старых, лучших друзей. И не было ни капли фальши. У французов лучились глаза. Они были предельно искренни и с открытым сердцем демонстрировали нам свое расположение.
Программа была настолько насыщена мероприятиями и встречами, что даже не осталось времени ни на экскурсии, ни на пробежку по магазинам. Всю вторую половину пятницы и оба выходных с нами неотлучно находились мэр Безансона Жан-Луи Фуссере и его ближайшие помощники.
Праздничные мероприятия были организованы с размахом. После официального приема — торжественный ужин. На следующий день снова выступления и взаимные поздравления в театре. Здесь за накрытыми столами собрались сотни жителей Безансона. Они выражали свое отношение к дружбе с Россией, с Тверью несмолкающими аплодисментами. Слова господина Фуссере всякий раз звучали искренне и проникновенно.
Не скрою, безансонские друзья дали нам уникальную возможность познакомиться с шедеврами высокой французской кухни. Незабываемые впечатления! Дружеские застольные беседы всегда были настолько веселыми и увлекательными, что порой даже переводчик не требовался. Мы понимали друг друга с полуслова. Нетрудно было понять, что французы действительно хотят с нами дружить, хотят общаться, хотят налаживать взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах. Это касается и экономики, и культуры, и социальной политики.
Опыт
То, что такое сотрудничество для нас полезно и необходимо, мы убедились, побывав на разных предприятиях и в учреждениях. В окрестностях Безансона посетили животноводческую ферму на 200 голов крупного рогатого скота. Александр Федорович Оводков с неподдельным интересом знакомился с положением дел на ферме, сравнивал с собственным хозяйством. Оказалось, что результаты по надоям у французских фермеров схожие с нашими — чуть больше 10 тысяч килограммов молока от коровы за год. Ну а сами французские буренки просто на заглядение — чувствуется качественная селекционная работа.
Есть, по словам Оводкова, и чему поучиться, но есть и что самим показать. В любом случае, сотрудничество в этой сфере весьма перспективно. Особое внимание стоит уделить нашим сельхозпроизводителям бесценному опыту французских коллег по изготовлению высококачественных твердых сыров. Местные сыры под брендом «Комтэ» хорошо известны гурманам и ценителям этого продукта во всем мире. Есть возможность для обучения наших специалистов. Ведь именно в Безансоне находится Национальная Академия сыроварения.
Меня поразил уровень издательского и газетного дела. Здесь сравнения не в нашу пользу. Газет в Безансоне — на перечет. Но они влиятельны, за ними стоят солидные банки и финансовые группы. Отличное финансирование, огромный тираж и большая читательская аудитория. Только представьте, что распространяющаяся в двух регионах безансонская газета выходит ежедневно в толстенном объеме тиражом 230 тысяч экземпляров! А говорят, на Западе газет не читают? Сколько составит совокупный тираж, например, региональной газеты «Тверская жизнь» совместно с аналогичной псковской или новгородской жизнью? Думаю, тысяч пятнадцать, не более…
Поразила нас и знаменитая винодельня Жака Тиссо возле городка Арбуа. На тысяче гектаров уникальных виноградников созревают элитные вина одноименного бренда. Радушный хозяин господин Тиссо готов не только угощать замечательным вином, но и сотрудничать с нами, с обоюдной выгодой продвигать на нашем рынке уникальную и пока недоступную для нас продукцию.
А сотрудники городского музея Виктора Гюго уже согласились на культурный обмен. Их экспозиция безумно интересна. Ведь классик французской литературы Виктор Гюго родился в Безансоне, как раз в доме, где ныне располагается музей его имени. Кстати, в Безансоне родились и изобретатели кинематографа братья Люмьер, и великий социалист-утопист Фурье.
Безансон
Вообще, многому можно было бы поучиться у наших французских коллег. И прежде всего, наверное, эффективному управлению. Штат чиновников здесь меньше в разы! Но каждый знает свою зону ответственности и выполняет поставленные задачи.
Город Безансон — столица провинции или, по-нашему, области Франш-Комтэ. Население Безансона чуть больше 120 тысяч, а вот в самом регионе людей проживает даже поболее, чем в Верхневолжье. Но руководит всей областью и городом мэр Безансона господин Фуссере. И чиновничий аппарат у него единый! Вот и судите сами, насколько мы неэффективные управленцы.
Сам город был основан еще до нашей эры Юлием Цезарем. Безансон практически целиком сохранил средневековый облик. Каждый дом дышит историей. Но при этом все здания находятся в прекрасном состоянии, как внутри, так и снаружи. Все современные постройки органично вписываются в городской ландшафт. Все вывески, рекламные элементы, декор и даже мостовая брусчатка строго регламентированы. Город представляет собой единый ансамбль.
Здесь безупречно организовано движение общественного транспорта. Естественно, никаких маршруток! Частные такси не превышают определенного количества. Есть четкая схема движения автобусов. Но главная гордость — городской трамвай! Когда-то власти Безансона убрали трамвайные пути, посчитав их ненужным атавизмом. Но спустя несколько лет новый мэр Жан-Луи Фуссере построил новые линии и возродил трамвайное движение. Вагоны закупили в Испании, самые современные. Трамвай снова стал украшением и символом Безансона. А что происходит сейчас в Твери? У нас разбирают трамвайные рельсы, уничтожают городскую реликвию, которой в этом году исполнится 115 лет! Это беда!
Полезно было бы перенять опыт работы и тамошних коммунальных служб, а также энергетических и ресурсоснабжающих организаций. Может, и вразумят наших руководителей французы, по-братски?!
Начало
Так откуда появился среди городов-побратимов нашей Твери мало кому известный французский Безансон? История наших отношений весьма примечательная и не имеет никакого отношения к благородным порывам и фантазиям градоначальников или иных облеченных властью чиновников.
Все началось еще в конце 80-х годов на международных соревнованиях пожарных дружин, где и познакомились пожарный из Безансона Рэймон Руа и калининский офицер-огнеборец Андрей Мейстер. Знакомство переросло в дружбу, а между подразделениями спасателей завязались тесные профессиональные отношения.
Начались взаимные визиты и общения семьями. За Мейстерами потянулись во Францию их знакомые и друзья. В свою очередь и французские товарищи зачастили в Тверь. Все строилось к обоюдному удовольствию сторон на простых человеческих отношениях и без всякой официальщины.
Постепенно к русским из Твери в Безансоне привыкли и уже не воспринимали, как нечто экзотическое из бывшей «империи зла». Между представителями двух наций стали завязываться «романтические» отношения, которые зачастую приводили к созданию семейных союзов. Некоторые из россиян, очарованные уютным Безансоном и красотой его окрестностей, стали обзаводиться тамошней недвижимостью. Иные и вовсе перебрались сюда на постоянное место жительства.
Одним словом, граждане двух городов основательно проторили дорогу и наладили активное общение. Такие теплые отношения находили понимание и у городских властей обеих сторон. Наконец, пришло время официально узаконить установившиеся братские связи. В 1996 году договор о дружбе и побратимских отношениях между городами Тверь и Безансон был подписан. Именно на празднование этой даты наша небольшая делегация и была приглашена во Францию.
Русские
В предыдущем номере «МВ» я рассказывал и о ходе визита, и об искреннем и дружеском расположении к нам со стороны французов. Следует добавить, что в Безансоне существует очень многочисленное и влиятельное Общество друзей Твери. В него входят не только наши бывшие земляки, живущие ныне в провинции Франш-Комтэ, но и все осевшие здесь наши соотечественники. Впрочем, активными членами Общества являются не только выходцы из России, но и представители других народов бывшего Советского Союза. Мы встречались и с уроженцами Закавказских республик, Киргизии, Украины, Белоруссии… Местные их всех считают русскими, и с таким мнением никто не спорит.
Приятно, что вся эта «русская» публика живет под французским небом в мире и согласии, тесно общаясь друг с другом, помогая в беде, радуясь в праздники. Русские, украинские и белорусские девушки организовали славянский народный коллектив песни и пляски. Они зажигательно играют на различных национальных инструментах, поют и танцуют. Мы смогли убедиться, с каким восторгом встречала французская публика выступления этого самодеятельного ансамбля.
Но главную роль в деятельности Общества друзей Твери играют сами французы под руководством бессменного Рэймона Руа. Они выступают настоящими пропагандистами России и конкретно Твери. Причем делают они это тактично и ненавязчиво. Вот, например, установили в живописном пригороде Безансона доставленную в качестве подарка из Твери настоящую русскую баню. Баня работает по определенным дням и пользуется популярностью у местной публики. Здесь можно не только хорошо попариться, но затем и отдохнуть за чашкой чая из русского самовара, познакомиться с многочисленными буклетами и фотографиями с изображением видов Твери, ее окрестностей, а также узнать об истории дружеских связей Твери и Безансона.
На лужайке возле русской бани члены Общества устроили и для нас пикник с шашлыками. Здесь были и французы, и многонациональное «русское» сообщество Безансона. А колдовал над приготовлением шашлыков «русский» чеченец Асланбек с французскими помощниками. Здесь, за длинным столом, на берегу разлившейся речки Ду собрались настоящие друзья. И в этом не было никаких сомнений.
Дипломатия
Есть в истории нашей дружбы и еще одна очень важная деталь. Это всесторонняя помощь и поддержка со стороны мэра Безансона Жана-Луи Фуссере. Он уже много лет руководит городом и регионом, его роль в развитии Безансона и Франш-Комтэ весьма велика и позитивна. Авторитет мэра огромен, и его отношение к России, к русским множит число сторонников дружбы между нашими городами и странами.
А сам Жан-Луи крепко задружился со своим коллегой главой Твери Александром Корзиным. Они много общаются не только по служебной надобности. Даже иногда отдыхают вместе. В этом году, к примеру, ездили в гости к мэру финского города Рованиеми, который является столицей Лапландии. Здесь совместными усилиями Жана-Луи пристрастили к рыбалке. Слышал краем уха, что друзья опять куда-то собираются, если, конечно, им удастся выкроить для этого два-три дня.
Такие человеческие, неофициальные отношения дорогого стоят. Именно неформальная дружба и высоких руководителей, и обычных обывателей из разных стран скрепляет взаимоотношения между народами прочнее любых печатей, надежнее любых договоров. Это и называется «народная дипломатия». Ее результаты мы видим на примере наших побратимских связей с французским Безансоном. Область Франш-Комтэ, затерявшаяся вдали от туристических маршрутов в предгорьях Альп где-то между Дижоном и Женевой, стала для многих тверичей близкой и понятной.
О важности народной дипломатии, о многолетней работе граждан Безансона и Твери, итогом которой стали побратимские, вернее сказать, братские связи наших городов, говорил во время праздничной церемонии и прибывший в Безансон генеральный консул Российской Федерации в Страсбурге Евгений Левицкий. И с этим не поспоришь!
К скептикам:
Я никогда не принимаю участия в интернет-обсуждениях, никогда не отвечаю ни на какие высказывания. Но сейчас хочу довести до сведения злопыхателей и несведущих пользователей Сети, высказывающих всякую мерзость и чушь касаемо нашей поездки в Безансон и в отношении Главы Твери. Так вот, товарищи дорогие, все расходы на этот официальный визит мы оплачивали из собственного кармана, не потратив ни одного бюджетного рубля. А затраты на наше пребывание в Безансоне взяла на себя французская сторона. В том, что такие поездки и контакты необходимы, я нисколько не сомневаюсь.
Дмитрий Фадеев, фото автора