Взгляд из русской провинции…
Продолжение.
Начало в предыдущем номере «МВ»
(№31 от 8 августа)
11 июля. Опять нелады в «андреапольском королевстве». Местная власть подарила школе №1 мини-футбольное поле с искусственным покрытием. Подарок почему-то установили на существовавшем десятилетия стандартном футбольном поле. Говорят, это волевое решение главы района. Почему не прислушался к людям? Спортивная общественность недовольна. У нее был свой вариант установки новой площадки, с сохранением исторического футбольного поля.
13 июля. Нагрянули журналисты газеты «Местное время». Изучают общественное мнение в связи с увольнением Галины Тимофеевой. Дал комментарий, покритиковав позицию министерства здравоохранения области и руководства района. Возможно, теперь, задним числом, начнется поиск недостатков в работе бывшего главврача, чтобы обосновать «правильность принятого решения». Неуклюже будет выглядеть. Тем временем Галину Петровну оставляют в больнице на ставке педиатра, но с испытательным сроком (!) в три месяца. Якобы насчет испытательного срока указание поступило «сверху». Знай, чья сила?!
16 июля. Были с Верой Николаевной у Пажетновых на биостанции «Чистый лес», в соседнем Торопецком районе. Профессора, доктора биологических наук, специалиста с мировым именем по бурому медведю и его супругу Светлану Ивановну застали в прекрасном расположении духа.
— Сегодня у нас много гостей, это всегда приятно, — сказала она.
Посидели за теплым дружеским столом, посетили вновь открывшийся экологический детский лагерь, обменялись подарками.
— Держитесь подальше от политики, занимайтесь творчеством, — напутствовал меня на прощание Пажетнов.
Эх, Валентин Сергеевич, куда же от политики денешься? Публицистика — тоже политика. Часто, довольно рисковая для автора.
…На ТВ продолжают рассказывать веселые мифы о счастливом будущем российских пенсионеров. Народ, в отличие от «регионов», россказням не верит.
19 июля. Звонила Ася, дочь трагически погибшей в 1999 году поэтессы Галины Безруковой. Я принимал Галину в молодежную газету «Смена», восемь лет мы работали вместе. Ася попросила написать воспоминания о маме и обязательно приехать на вечер ее памяти (в связи с 70-летием со дня рождения) в областной библиотеке имени Горького. Звонок пробудил ностальгию по молодости, заставив открыть подборку стихов талантливой поэтессы:
Цветов чуть слышен
аромат.
Все бабочки льняного
цвета.
Да разве август виноват,
Что он — последний сын
у лета?
Что мало солнца и тепла
И что вода похолодала.
Осина красный лист зажгла
И сентября не подождала.
Мой август, позднее дитя,
Дай завитки волос
приглажу.
Нарядным яблоком хрустя,
Пойдешь, не обернувшись
даже.
Ушел июль, твой старший
брат.
Вот манит и тебя в дорогу.
Цветов чуть слышный
аромат —
И он растает понемногу.
При жизни Галина Аркадьевна выпустила всего две книжки, не состояла в членах СП. Презирала славолюбие, лукавство. Не любила чиновничью субординацию. Я звал ее в «Тверскую жизнь» — отказывалась. Ей было уютно в светелке на втором этаже старинного здания, где располагалась «молодежка», позднее оттуда изгнанная (понадобились площади для частной рекламной газетки).
21 июля. …Записал услышанное не без повода (имелась в виду одна личность), народное словечко – притужальник. Означает — приспособленец, холуй. Нынче таковых куда больше, чем в советские годы. По-моему, вся областная официальная пресса стала «притужальная», боится критиковать власть на местах, а ведь в советские времена иным райкомам и райисполкомам от прессы еще как доставалось… Всего в моем «народном словарике» накопилось около 400 слов.
22 июля. Статья «Нехорошая история» в «Местном времени» об увольнении Галины Тимофеевой вызвала большой резонанс. Чувствуется, автор Илья Гусаров хорошо разбирается в юридических вопросах. Правда, у него несколько линейный взгляд на превращение района в депрессивную территорию. Да, по основным параметрам территория депрессивная. Народ, и это самое страшное, вымирает. Сельхозземли толком не возделываются. Деградируют сельские школы. Разрушены леспромхоз, ДОК, известковый завод… Но виновата в этом не только местная власть, а и политика сверху. Основная часть денег оседает в центре. И все же, город газифицирован, что помогло сохранить и переоснастить фарфоровый завод и пищекомбинат. Появилось крупное фермерское хозяйство в Козлове. Есть положительные перемены в благоустройстве. Впрочем, задача у Ильи была конкретная. Побеседовал с людьми, написал актуальный материал. Плохо, что глава района и Министерство здравоохранения не нашли возможности ответить на вопросы автора. Ощущают шаткость, уязвимость своей позиции? Однако, не исключено, потом скажут: «Заказуха», «передергивание фактов».
…Огурцы вызревают ни шатко, ни валко. Супруга Вера Николаевна замариновала пока две 3-литровые банки. Из-за частых дождей усилилась фитофтора на картошке – не пришлось бы копать раньше срока. Кабачки, опять же по причине большой влажности, подгнивают на корню. А ведь на них был особый расчет – посадили в два раза больше, чем в прошлом году. Черника на рынке упала в цене с 300 до 180 рублей за литр. Подождем, пока будет 150.
23 июля. Ездил на прием в поликлинику. Подошла одна из врачей:
— Не опасаетесь, что будут мстить за ваш комментарий в «Местном времени»?
— Все под Богом ходим.
…Донеслось: выскочил новый слой маслят. Надежда на сентябрь – на мои любимые рыжики.
24 июля. Встречались семеро выпускников 1965 года из нашего класса. После посещения школы отправились в кафе при гостинице. «Выпивающих» оказалось двое. Один одолел рюмку коньяка, второй – полрюмки. Курящих — никого. Живущий в мурманской глуши кандидат сельхознаук, один из разработчиков лесовосстановления на Кузоменских песках Геннадий Власович Вишняков привез естественную, собственноручно засоленную семгу. Каждому досталось и по пакетику для дома. Было много приятных воспоминаний… Огорчило, правда, что за два месяца до юбилея родная школа снаружи такая неприглядная, обшарпанная. Будут ли установлены памятные доски выпускникам, Героям Советского Союза, мы так и не узнали. Жалко, что оргкомитет, созданный при администрации района, не подумал об издании юбилейной книги. Повод-то великий – 100-летие! Есть и чиновница, отвечающая за образование. Давно надо было начать подготовку, года за три до юбилея, причем с душой, ответственно, а не делать в последний момент.
29 июля. Андрей Николаевич Мельников привез из книжной лавки Союза писателей РФ пачку разнообразной прессы: «Слово», «Наша трибуна», «День»… В «Нашей трибуне» (издается в Балашихе) привлекло внимание стихотворение, присланное в редакцию из Лотошинской ЦРБ:
…Я – кто? Я – рядовая
медсестра.
Живу. Кормлю детей
на 10.300.
И нет уже надежды
на Христа.
Все чаще вспоминаю
коммунистов…
Учитель, врач — там
гордость и почет…
Передовик завода –
честь и слава.
И на курорт, и в санаторий
каждый год
Страна своих рабочих
посылала.
А я сижу и плачу. Как мне
жить?!
Я – не лентяй, я – гражданин
России!
Учу детей я Родину любить,
Но вот за что –
им объяснить не в силах…
Могучая, великая страна
Ты непоколебимая
держава…
Так что же ты не ценишь
ни хрена
Простых людей, создавших
твою славу?
Валерий Кириллов
Окончание в следующем
номере «МВ»