Специалисты областной больницы спасли жизнь известному тверскому журналисту и писателю Евгению Новикову
История эта началась в ночь на Рождество. Евгений Борисович, находясь в Москве, внезапно почувствовал боль в груди. Поболело и прошло. И поскольку боль не повторялась, Новиков не придал значения этому, по сути, тревожному звоночку…
Через день, приехав в Тверь, журналист занялся делами, почти забыв о той странной боли. И хотя в голове засела мысль, что нужно бы на всякий случай обследоваться, Евгений Борисович не склонен был с этим торопиться. Спас случай: к остановке подошла маршрутка, следовавшая к кардиоцентру, и Новиков, как истинный фаталист, решил не спорить с провидением и поехал «сдаваться».
Тревога
В кардиоцентре у пациента выявили стенокардию и посоветовали срочно лечь в больницу. Направление выписали в 6-ю горбольницу, по месту прописки. Евгений Борисович вызвал такси и около 18 часов был в приемном отделении.
В «кардиологии» Новикову поставили капельницу, после чего оставили его в покое до утра. А что, вроде все правильно: на первый взгляд пациент в экстренной медицинской помощи не нуждался. А глубже никто и не смотрел. Или не захотел смотреть?
Но родные Евгения Борисовича забили тревогу, они боялись, что за ночь состояние его может ухудшиться – известно, что с сердцем шутки плохи. Через знакомых они обратились с просьбой о помощи к главному врачу областной больницы Сергею Козлову. Несмотря на позднее время, Сергей Евгеньевич вмешался в ситуацию, и сотрудники экстренной медицинской помощи ОКБ срочно доставили Новикова в отделение неотложной кардиологии. Как выяснилось, это было сделано очень вовремя. В этом случае, промедление было смерти подобно…
Профессионализм
Евгений Борисович признается, что, попав в областную больницу, он был поражен высочайшим уровнем оказания медицинской помощи:
— Знаете, это как в американских фильмах про больницы, где пациента бегом доставляют к специалистам, срочно его обследуют, тут же лечат… Я удивился, насколько профессионально, четко и быстро здесь работает весь медицинский персонал: от медсестер до хирургов. Оказание медицинской помощи пациентам в ОКБ – образец того, как это должно быть!
Как нам стало известно, заболевание у Новикова оказалось прогрессирующим, угрожающим жизни. И неизвестно, дожил бы пациент до утра, если бы не срочная госпитализация в ОКБ… А если бы и дожил, то в лучшем случае остался глубоким инвалидом. Спасло опять провидение в виде поднявших тревогу родственников и друзей, неравнодушия Сергея Козлова и высокого профессионализма сотрудников областной больницы.
Евгению Борисовичу срочно было проведено необходимое высокотехнологичное лечение. Теперь его жизнь вне опасности, и он уже в ближайшее время сможет приступить к работе. По словам его лечащего врача-кардиолога высшей категории Елены Кочневой, прогноз вполне благоприятен.
Вопрос
Удивительно: Евгений Новиков поступил в областную больницу с серьезнейшим заболеванием поздно вечером 9 января, а 16-го его уже хотят выписывать! Глядя на бодрого, улыбающегося пациента, как-то не верится в то, что совсем недавно он был на пороге жизни и смерти.
Но как же так получилось, что в одной тверской больнице пациента, откровенно говоря, чуть не угробили, а в другой — спасли? Неужели у нас настолько различается уровень оказания медицинской помощи? Или, может, все дело в так называемом человеческом факторе, играющем в нашей жизни колоссальную роль? Кто-то поленился, не придал значения, решил не возиться сам с пациентом во время дежурства, а оставить это занятие тем, кто придет на работу утром… Авось, больной до утра доживет. А не доживет, значит, судьба его такая, и «маршрутизация» тут одна получается: больница-морг-кладбище.
Мы ни в коем случае не хотим огульно охаивать работу сотрудников 6-й больницы. По мнению врача-кардиолога ОКБ, кандидата медицинских наук Евгении Зубрыкиной, у дежурного врача 6-й больницы не возникло подозрения по поводу возможного ухудшения состояния пациента, поскольку у того не было болевого синдрома, да и электрокардиограмма была «спокойной». И если бы дежурный доктор увидел ухудшение состояния больного, то срочно госпитализировал бы его в ОКБ… Но ведь ухудшение было! Только вот его некому было увидеть… И к утру, возможно, могло бы случиться непоправимое. И оставалось бы лишь развести руками: что поделаешь, человеческий фактор, стечение обстоятельств…
Мнение
Огромное внимание в нашем здравоохранении уделяется снижению уровня смертности от заболеваний сосудисто-сердечной системы. Многое уже сделано, многого удалось добиться. Как рассказал нам главный врач Тверской областной клинической больницы Сергей Козлов, за последние три года в нашем регионе удалось снизить уровень смертности от инфарктов на 30 процентов!
— Во всей стране сейчас действует стройная система оказания медицинской помощи при кардиологических заболеваниях, — говорит Сергей Евгеньевич. – Мы организовали в ОКБ лабораторию эндоваскулярных вмешательств, то есть вытаскиваем из коронарных артерий тромбы, ставим стенты. Но для того, чтобы получить эту помощь, пациент должен как-то к нам попасть. А ведь инфаркт у человека может случиться и в Пено, и в Белом, и в Твери. И зачастую такого пациента госпитализируют не туда, куда нужно. А здесь очень важен фактор времени. Когда коронарный сосуд закрылся тромбом или бляшкой и возникла угроза некроза миокарда, развивается так называемый коронарный синдром с переходом в инфаркт – и здесь фактор времени имеет первостепенное значение. Наша задача – выявлять больных с инфарктом и быстро доставлять их в сосудистый центр, прежде всего ОКБ. Для этого министерством здравоохранения области разработана и создана система маршрутизации, . «Скорая помощь» оснащена электрокардиографами, тромболитическими препаратами. Сотрудники «Скорой» делают электрокардиограмму, ее отправляют в созданный нами круглосуточный дистанционный диспетчерский пункт, где дежурит кардиолог и консультирует все ЭКГ, которые снимаются на «Скорой» по всей области. В день к нам поступает около 100 таких звонков.
Самое главное: заподозрить инфаркт, поставить правильный диагноз и выявить тех пациентов, которые нуждаются в экстренной помощи, в срочном эндоваскулярном вмешательстве. Такой подход спасает жизни. В случаях, когда доставить больного в необходимое время невозможно (из дальних районов), мы дистанционно консультируем по поводу добольничного тромболизиса – специального лекарства, которое растворяет тромб. После тромболизиса состояние пациента стабилизируется, и его госпитализируют в ОКБ. Здесь идет отбор: кому-то делают стентирование при коронарографии, кого-то готовят на шунтирующую операцию. Эта стройная система, выстроенная во всей стране, в течение трех лет работает и у нас, позволив уже значительно снизить уровень смертности. Необходимо, чтобы система в полную силу заработала во всей области, тогда она даст свои плоды и снизит еще больше уровень смертности от болезней сердечно-сосудистой системы – инфарктов и инсультов. В Тверской области должно производиться лечение по мировым медицинским стандартам. Этим мы сейчас и занимаемся, и уже сейчас многие районные больницы оказывают медпомощь по стандартам. Но, увы, имеет место человеческий фактор, который не дает везде прижиться этой технологии. Мешает косность некоторых медиков, которые не понимают важность внедрения мировых стандартов. Некоторые главные врачи упираются… Вот поэтому назрела необходимость обучения главных врачей больниц и создания на базе ОКБ специального учебного центра по поручению губернатора.
А что касается случая с Евгением Новиковым, то могу сказать, что по медицинским стандартам, как только на пороге больницы появляется такой больной (минуя «скорую»), то врачи обязаны первым делом проконсультироваться со специалистами ОКБ. Этого сделано не было. К счастью, мы вовремя вмешались, быстро привезли больного, нашли у него стеноз коронарного сосуда, поставили стент. Все сделано правильно, и качество жизни больного не пострадает. Если же не восстановить вовремя кровоснабжение миокарда, неминуема смерть или инвалидность.
О работе учебного центра мы расскажем в одном из ближайших номеров «МВ».
Татьяна Барановская