Пожалуй, главное достоинство нашей медицины в том, что она излечивает от желания лечиться! Ну, в самом деле, лечиться платно — не хватит никаких денег, а бесплатно — здоровья. Поэтому мы пользуемся бесплатной медициной, но за деньги.
В поликлинике по месту прописки я не был уже лет пятнадцать. Нет ни времени, ни желания простаивать в очередях, чтобы только записаться к врачу. Искренне сочувствую тем, для кого альтернативы не существует. Не секрет, что получить квалифицированную медицинскую помощь даже в областном центре для простого человека практически невозможно. Каждый, кто бывал в наших поликлиниках, знает, как можно месяцами ходить от одного специалиста к другому, сдавать анализы, тратить безумные средства на таблетки, и, в конце концов, с горечью осознать всю тщетность своих бесплодных усилий.
Абсолютное большинство наших учреждений здравоохранения при одном их виде вызывают уныние и тоску. Оказавшись внутри, понимаешь полную безнадежность своего положения. Как-то по осени зашел по долгу службы в здание поликлиники №2 первой горбольницы, что в Смоленском переулке. В обшарпанном коридоре было черно, как у негра… сами знаете где. Вдоль стен теснились едва различимые силуэты людей, и только в самом конце тускло мерцала единственная «лампочка Ильича». Все это больше напоминало скорбный переход в вечное царство теней. Впрочем, резкая боль вернула меня в реальный мир. Зацепившись в сумраке ногой за изодранный кусок линолеума, я рухнул всем телом на бетонный пол.
А доводилось ли вам видеть, дорогие читатели, в каком жутком и плачевном состоянии находятся наши районные больницы? Я уж не говорю об участковых! Стыд и позор! Впрочем, сельских и поселковых больниц практически не осталось. Оптимизаторы из регионального минздрава потрудились на славу. Медицинское обслуживание в отдаленных районах оптимизировали настолько, что теперь там даже клизму некому поставить. И негде.
На несколько районов нет ни одного хирурга. О какой серьезной медпомощи можно говорить в каком-нибудь Молокове, Весьегонске или Сонкове, если даже в Бежецкой ЦРБ острая нехватка врачей основных специальностей? Впрочем, такое положение по всей губернии. Вот и свозят со всех волостей дошедших до крайнего состояния пациентов в областную больницу. Один из немногих островков благополучия в море полнейшей безнадеги тверской медицины уже давно играет роль спасательного судна.
Так уж мы устроены, что всегда хотим верить в скорые перемены к лучшему. Но на деле все выходит совсем наоборот. Год от года положение в сфере здравоохранения Верхневолжья неуклонно ухудшается. А ведь средства в эту отрасль вкладываются отнюдь не малые. За последнее десятилетие было закуплено огромное количество самого современного медицинского оборудования, особенно диагностического. В том числе и пресловутые томографы. А как это в буквальном смысле «золотое» оборудование используется?
Здесь, как о мертвых, лучше помолчать. Но молчать больше уже нельзя. Впору «караул!» кричать. Загибается на глазах наша медицина. И происходит этот мучительный процесс при непосредственном участии нашего областного минздрава.
Под крышей этого ведомства вообще черт знает что происходит. Год назад по чьей-то протекции прибыл из Москвы некий юноша Роман Курынин и, сделав кучу громких заявлений, возглавил Тверской минздрав. Однако уже вскоре стало возможным предположить, что цели младореформатора весьма меркантильны, и похоже, ему абсолютно наплевать на бедственное состояние тверской медицины.
Неудивительно, что Курынин практически не бывает в разваливающихся районных больницах. Эти умирающие объекты, видимо, ему неинтересны, поскольку совершенно бесперспективны. Большинство таких больниц не имеют ни соответствующих ограждений, ни охраны. Много вопросов вызывает пожарная сигнализация объектов минздрава, на которые выделялись немалые бюджетные деньги. О том, что в больницах некому лечить, мы уже говорили.
Программа диспетчеризации скорой медицинской помощи, похоже, тоже провалена, как и внедрение электронных очередей в поликлиниках. Не знаю, как по отчетам, а на деле до полной реализации еще далеко. Кстати, и количество бригад скорой помощи в Твери существенно меньше того, о котором заявлял министр. Позволю себе напомнить Роману Викторовичу, что в самые напряженные дни эпидемии гриппа на Заволжской подстанции областного центра трудились всего по 4-5 бригад медиков. Это вместо положенных по нормативу 13! Врачи и медсестры валились с ног, выполняя за смену по 20-25 вызовов. При этом время ожидания «скорой» в среднем составляло свыше полутора часов. Был зафиксирован случай, когда к больной «скорая» приехала спустя аж 11 часов после вызова!
Естественное возмущение жителей области вызвала и позиция минздрава по циничному искажению реального положения с эпидемией свиного гриппа. Чиновники выпускали благостные релизы на фоне многочисленных смертей от этой страшной болезни. А ведь возможно, что именно из-за недооценки ситуации минздравом кто-то из жителей области за свою доверчивость поплатился жизнью.
А как бездарно тратятся народные деньги! Вот лишь один показательный факт. С подачи Курынина закупили очень дорогое симуляционное эндовидеохирургическое оборудование. Стоило это удовольствие аж 62 миллиона бюджетных рублей и предназначалось для обучения хирургов. Но почему-то оказалось в колледже, где учатся медсестры. Они на него могут разве что смотреть, как в афишу коза…
Впрочем, ценнейшая аппаратура, закупленная на федеральные деньги, уже долгое время пылится в целлофане в больнице скорой медицинской помощи. Невостребованное оборудование имеется и во многих ЦРБ. Как назвать происходящее?
Да что там оборудование… Разрушается и приходит в упадок некогда процветающий центр реабилитации «Луч». А на его ремонт между тем были выделены, если не ошибаюсь, почти 14 миллионов рублей. Где же деньги? Этим вопросом также озаботился и Общероссийский народный фронт.
Зато неподдельный интерес министр стал проявлять к государственной лекарственной фирме «Фармацея». Ходят активные разговоры о желании эту организацию приватизировать. В ряде электронных СМИ уже прошла информация, что для этих целей в руководство фирмы уже внедрены люди Курынина, которые имеют опыт по приватизации аналогичных предприятий в других регионах.
Но на направлении главного удара молодого и резвого министра оказались самые благополучные и мощные учреждения здравоохранения региона. Это Областная клиническая больница, Центр имени Аваева, горбольница №7, больница Скорой помощи, горбольница №6 и ряд других. Министр вступил в открытый конфликт с главврачами, наслав к ним десант из многочисленных проверяющих. Такие методы не только оскорбительны для опытных и заслуженных врачей, но и реально мешают нормальной работе лечебных учреждений, нервируют и деморализуют персонал.
Зачем все это нужно министру Курынину? Как утверждают специалисты, для того, чтобы расставив на руководящие должности своих людей, полностью подчинить эти учреждения своему влиянию. И тогда действительно для фактического хозяина могут открыться неограниченные перспективы, и в первую очередь финансовые. Осталось лишь свалить столпов тверской медицины, таких, как Карина Конюхова, Сергей Козлов, Евгений Янушевич…
По всему видно, что Курынин решил произвести серьезную зачистку главврачей тверских больниц. Ситуация вышла за рамки министерства и стала достоянием общественности. Глядя на все это безобразие со стороны, не буду оригинальным, посчитав, что немедленная зачистка требуется прежде всего в самом министерстве здравоохранения Тверской области. И здесь решающее слово за и.о. губернатора Игорем Руденей. Пора уже и власть употребить. Иначе с таким министром и его свитой наша медицина и вовсе прикажет долго жить.
А ведь как напыщенно звучит: «министр», «министерство». На деле один пшик. За внушительными словами ничего нет. А главное, нет никаких позитивных действий и сдвигов в лучшую сторону. Прежде был департамент здравоохранения, а еще раньше — отдел. И эти структуры вполне успешно работали.
Теперь у нас целое министерство, только реальной работы не видно. Погрязли по самые уши министерские товарищи в конфликтах и интригах. Минздрав уверенно вошел в крутое пике и летит в пропасть. Давайте не забывать, что уже в сентябре у нас состоятся выборы в Госдуму и в Законодательное Собрание области, а также выборы губернатора. О действующей власти люди судят прежде всего по состоянию медицинского обслуживания и всей сферы здравоохранения. Не трудно догадаться, как оценит население деятельность регионального минздрава. Выводы напрашиваются сами собой. Нужно, как говорится, и честь знать.
Дмитрий Фадеев