Совсем недавно мы все увидели в новостных каналах ТВ, как Владимир Путин дал отмашку так называемому «делу академиков». В центре скандала оказался целый ряд высокопоставленных государственных чиновников, генералов МВД и ФСБ, Министерства обороны. Облеченные властью государственные мужи к своим высоким должностям решили присовокупить и покорение вершин научного поприща. Иными словами, эти уважаемые люди оказались вдруг действительными членами Российской Академии наук! Некоторые — менее амбициозные — ограничились званием членкора.
«Неужели и вправду новоиспеченные академики являются великими учеными, авторами прорывных открытий?» Нечто подобное Владимир Владимирович пытался выяснить у Президента РАН Фортова. Тот промямлил что-то невразумительное, заявив однако, что академиками «новобранцы» стали на законных основаниях. Президент страны принял очень мудрое решение. Он освободил новоявленных ученых от бремени государственной службы и дал им возможность всецело посвятить себя науке. Глядишь, в скором времени мы станем свидетелями большого скачка в области фундаментальных знаний!
Во всей этой истории есть еще один очень важный момент. Владимир Путин намеренно вывел суть «дела» и свое к нему отношение в публичную плоскость. И это, конечно, не случайно. Был дан четкий посыл и общественности, и чиновникам, и руководителям властных структур, как на самом верху, так и на местах. Резонансное «дело академиков» вскрыло целый пласт давних и наболевших проблем, в основе которых все та же банальная коррупционная составляющая.
Поставленная на поток продажа научных степеней и званий, престижных должностей в академиях и вузах, выполнение под заказ научных работ и исследований подорвали авторитет и престиж российских ученых, нивелировали ценность научных достижений и их заслуженную оценку. Приходится констатировать, что у нас по сходной цене можно приобрести не только дипломы о высшем образовании, но и стать кандидатом или даже доктором наук! Особо одаренным из высших эшелонов власти не заказан и путь в… академики!
В свое время мне тоже предлагали обзавестись ученой степенью. Стоило это по тем временам весьма недорого. Для вас готовилась диссертация, под вашим именем публиковалось несколько научных статей. Полностью соблюдалась и процедура защиты. И ученый совет состоял исключительно из известных и уважаемых в научном мире фамилий. Подбирались необходимые отзывы и рецензии на ваш труд. Во время защиты диссертации задавались вопросы. Правда, ответы на них тоже писались заранее. В общем, все проходило, как по маслу. Соискатель получал ученую степень, а профессора и организаторы мероприятия конверты с оговоренной суммой. Все были довольны, и праздник знаний перемещался в один из престижных ресторанов.
Еще раз замечу, так проходили «настоящие» защиты диссертаций, с соблюдением всех требований и с внесением во все необходимые реестры. Прошу меня простить, что описываю подобное действо не научным, а обывательским языком. Деятелем науки я все-таки стать отказался. Но на таких защитах в самом деле присутствовал. Тогда, в начале нулевых, многие из моих знакомых подобным образом сделались остепененными кандидатами и докторами наук. Кого-то переполняло тщеславие, другим ученая степень требовалась для продвижения по карьерной лестнице.
Видимо, и по прошествии лет эта тема остается актуальной. Да что далеко ходить, присмотритесь к нашим местным чиновникам, депутатам, бизнесменам. Среди них тоже немало персонажей, обремененных учеными степенями и званиями. Один известный строитель, не умеющий без ошибок написать сакральное слово из трех букв, является доктором наук. Бедная наука! Таких примеров масса. Совсем недавно по представлению Главы Твери Александра Корзина была уволена одиозная чиновница из администрации города, наводившая ужас на местных предпринимателей. Выяснилось, что у властной дамы оказался липовый диплом о высшем образовании.
Владимир Путин решил навести порядок в этой агонизирующей системе. Президент начал, как и положено, с головы, с чиновников высшего звена. Путин уволил всех, кто решил усидеть на двух стульях, присовокупив к государственной должности академический статус и зарплату. Очень правильный и сильный ход, который был немедленно поддержан абсолютным большинством населения страны.
Но разве таких примеров нет у нас? К сожалению, явление типичное и на провинциальном уровне. Взять хотя бы всенародно любимое региональное Министерство здравоохранения. Вот первый заместитель министра Алла Валентиновна Соловьева успевает совмещать свой нелегкий чиновничий труд с научной и преподавательской деятельностью в стенах Тверского медицинского университета. Совсем недавно Алла Валентиновна была избрана заведующей кафедрой поликлинической терапии и доказательной медицины.
Все бы ничего, но, насколько мне известно, по закону госслужбы совместительство недопустимо. Я попытался прояснить ситуацию в разговоре с ректором медуниверситета Михаилом Калинкиным. Михаил Николаевич пояснил, что Алла Валентиновна -талантливый организатор здравоохранения и блестящий ученый, человек, достойный возглавлять кафедру. К тому же и работает она в университете не на полную ставку. А проблемы с совмещением пусть беспокоят ее непосредственного начальника — руководителя областного минздрава Романа Курынина.
Вероятно, дела в нашем минздраве идут как нельзя лучше, если первый заместитель министра может по совместительству заниматься научной и преподавательской деятельностью в университете, а также возглавлять работу целой кафедры. Не будем сейчас останавливаться на плачевных результатах деятельности министерской команды — это уже притча во языцех. Но как не стыдно чиновнице с месячным окладом, соизмеримым с пенсионными выплатами за два года, еще и получать деньги за заведование кафедрой?
Не берусь судить, какой Соловьева организатор и насколько большой ученый. Но после защиты кандидатской диссертации десять лет назад Алла Валентиновна не отметилась ни одной научной публикацией. По крайней мере, нам не удалось обнаружить никаких следов ее научных изысканий. Кстати, трудиться в медуниверситете госпожа Соловьева может только в то время, когда она исполняет обязанности замминистра. Ведь студенты не учатся по ночам, да и работа кафедры ведется лишь в дневные часы. Получается неувязочка.
В общем, такая у нас неприглядная история с замминистра. Нужно делать выбор между наукой и госслужбой. Если, конечно, уже не поздно. Боюсь, проблему Аллы Валентиновны поможет решить губернатор области Игорь Руденя. В правильности его решений у меня нет никаких сомнений.
Дмитрий Фадеев