Все-таки добрался наш региональный минздрав и до «Скорой помощи». И этот бастион тверской медицины пал под разрушительным натиском команды «оптимизаторов» областного министерства. Служба «Скорой» еще бьется в агонии, а мы уже на себе почувствовали леденящее дыхание смерти. Ну а как иначе назвать состояние людей, вынужденных ожидать приезда неотложки в течение нескольких часов?
Мы уже давно бьем тревогу по поводу неуклонно ухудшающегося положения службы скорой медицинской помощи. Причем, как в Твери, так и в районах области. Еще пять лет назад, баллотируясь в депутаты Тверской городской Думы, я всячески пытался привлечь внимание властей к проблемам «Скорой помощи», которые разрастались, как снежный ком. Помнится, я предупреждал, что уже в ближайшем будущем при подобном наплевательском отношении к «Скорой», на экстренные вызовы сможет приехать только труповозка.
Как не прискорбно, но все к тому идет. Читатели обрывают редакционные телефоны, возмущаются, недоумевают. В последнее время «Скорую помощь» приходится ждать часами. Тверичанка Марина Алексеевна Красильщикова, проживающая на проспекте Чайковского, в минувшие выходные сделала вызов «03» к тяжело больной дочери. Бригада медиков приехала через два с половиной часа! А диспетчер еще и укорила в бессмысленности вызовов к таким тяжелым хроническим больным. Видимо, забыла эта дама о существовании таких понятий, как милосердие, сострадание и помощь. Скорая помощь, между прочим. Ведь первейший долг врача помочь больному, избавить страдающего от невыносимой боли.
Да что говорить, я сам на днях вызывал «скорую» родственникам по поводу сердечного приступа. Ждать пришлось 1 час 40 минут. Но медики могли бы и вовсе не приехать, если бы я не позвонил повторно.
Мне удалось узнать, что примерно 80 процентов всех вызовов «Скорой» были обслужены за последнее время с огромным опозданием, которое в среднем составляло от одного часа до трех. А ночью ожидание «скорой помощи» доходило аж до пяти-шести часов! Печальные рекорды!
Даже страшно подумать, что кто-то так и не дождался спасительного приезда медиков.
Почему же мы дошли до жизни такой? Как это стало возможно? Для меня ответ очевиден. Всему виной бездарность и непрофессионализм чиновников от здравоохранения. А еще их неприкрытое желание зарабатывать на медицине, а не заниматься оказанием помощи. Ведь в развитие служб экстренной помощи надо постоянно вкладывать средства, не получая взамен материальной отдачи. А это глупо и не интересно. Возможно, в чьей-то голове и вовсе зреет план по развалу бесплатной «Скорой помощи» и организации на ее останках коммерческой «Скорой»?
Во всяком случае, на сегодняшний день даже в областном центре остро ощущается нехватка бригад «Скорой медицинской помощи». К примеру, в том же Заволжском районе 150 тысяч жителей обслуживает в среднем всего пять-шесть бригад «Скорой». В некоторые дни и вовсе четыре. По нормативу (1 бригада «Скорой» на 10 тысяч жителей) население Заволжья должны обслуживать 15 экипажей неотложки.
Честь и хвала работникам «Скорой»! Они трудятся с нечеловеческой нагрузкой, в разы перевыполняя норму. Порой одна бригада за сутки выезжает на 25, а то и 30 вызовов. И у медиков уже не остается времени ни на обед, ни на отдых. Неудивительно, что врачи бегут с тверской «Скорой». Их и так уже остались единицы. Даже на сложные вызовы чаще всего приезжают фельдшеры, а то и вовсе медсестры. И как можно в этом случае рассчитывать на квалифицированную помощь? А ведь на кону жизнь человека!
Нас целенаправленно лишают возможности получить бесплатную медицинскую помощь. Практически невозможно стало вызвать участкового врача на дом. По крайней мере, у меня, сколько я ни пытался — не получилось. Как не получилось и у проживающей на улице Ушакова нашей читательницы Натальи Анатольевны, которая два дня безрезультатно обзванивала детскую поликлинику с просьбой прислать доктора к заболевшему внуку. Честно говоря, попасть к нужному врачу в поликлинике — задача тоже почти невыполнимая. Бескрайние очереди, предварительные записи и, как правило, нулевой результат. Вот и вынуждены мы отправляться к платным эскулапам, делать платные обследования и анализы. Только не всем это сомнительное удовольствие по карману. Легче сразу в гроб…
Теперь нас лишают последней услуги бесплатной медицины — «Скорой помощи». Окончательный развал уже не за горами. На этом фоне региональный минздрав во главе с неприкасаемым Романом Курыниным опять «втирает очки» руководству области о чудесном состоянии экстренной и реанимационной помощи. Некоторое время назад министерство бездарно истратило десятки, если не сотни, миллионов рублей на закупку реанимобилей с полным медицинским модулем и системами жизнеобеспечения. Чудо-машины отправили во все районные больницы. Теперь для отчета решили устроить пышную презентацию этой новейшей техники. Только не забудьте, господа чиновники, объяснить губернатору, что вся эта дорогостоящая техника просто стоит во дворах ЦРБ. В лучшем случае эти реанимобили используются в качестве обычной перевозки больных. Дело в том, что работать с этим оборудованием в районах области… некому. Там не то что реаниматологов, обычных-то врачей нет. Как нет и специалистов по медтехнике. Выходит, в очередной раз выбросили миллионы народных денег на ветер. В очередной раз расписались в полном своем неумении.
А может, уже хватит издеваться над людьми, хватит уничтожать оставшиеся островки нашего здравоохранения? Мы устали от таких министров и их приспешников. Пора вам, господа, туда, откуда пришли. Нам с вами точно не по пути.
Дмитрий Фадеев