Представьте, друзья мои, как бы мы складно жили, если бы не было в стране такого повального воровства. Я, конечно, не карманников имею в виду и не мелких воришек с колхозного рынка. Речь идет о расхитителях бюджетных средств. О мошенниках и коррупционерах всех мастей. Ведь они, как раковая опухоль, разъедают государственный организм. Казна ежегодно недосчитывается сотен миллиардов рублей.
Масштабы коррупции поистине огромны. Только вдумайтесь в цифры: у скромного полковника полиции находят почти 9 миллиардов рублей! Для сравнения — годовой бюджет города Твери около 7 миллиардов рублей. А сколько еще таких полковников несут неустанно свою воровскую вахту на просторах нашей Родины? И как тут не вспомнишь про наш дефицитный бюджет и про то, что «денег нет, но надо держаться»?
Мы уже давно объявили коррупции войну. Со всех трибун продекларировали борьбу с этим злом. Но на деле получается, что коррупция существует отдельно от борьбы с ней. И как-то они у нас не пересекаются. Да, случаются показательные задержания и даже громкие процессы, а дальше в большинстве случаев фигуранты коррупционных скандалов отделываются легким испугом. Реально париться на нары отправляются единицы. Возмездие для коррупционного пелетона воплощается в штрафы или условное наказание. Такое правосудие напоминает легкое похлопывание по попке заигравшегося шалуна.
Подобная гуманность к расхитителям вызывает недоумение и массу вопросов. А еще она поощряет к воровству не обремененных высокой моралью и крепостью духа государственных мужей и чиновников рангом пониже. Ведь столько соблазнов вокруг! Ну как, черпая воду из колодца, не напиться самому? Во-первых, не факт, что тебя поймают, а во-вторых, если и поймают, то вряд ли посадят. Положишь, к примеру, в карман миллионов пятьдесят, а получишь несколько лет условно. Да и наплевать — жизнь-то уже удалась! Но даже если придется немного посидеть — не беда. Из пяти лет по УДО отсидишь три. Из них пару лет в колонии-поселении. То есть, фактически на свободе. Но при всем при том, жизнь-то удалась!
Она удалась и для Сердюкова с Васильевой, и для многих им подобных. На нашем провинциальном уровне все точно так же. За сроком давности прекращено уголовное преследование бывшего начальника областного департамента здравоохранения Анатолия Цезаря. Условными сроками отделались десятки крупных чиновников, среди которых Владимир Грабарник, Церен Церенов, Елена Дымстова, Любовь Коппас и многие другие. Из бюджета уводились миллионы, но не сел никто. Зато заслуженного учителя Михаила Арцева, которому всучили 15 тысяч рублей за помощь в устройстве ребенка в детский сад, целый год продержали в камере следственного изолятора. Нашли в его лице главного коррупционера области.
Буквально вчера закончился судебный процесс, одним из фигурантов которого был заместитель облспорткомитета Сергей Серов. Бюджетные средства, выделяемые на проведение спортивных соревнований, попросту расхищались через подставные фирмы. О том, что через спорткомитет утекают налево миллионы, было известно очень многим еще лет десять назад. Это была отлаженная система. И вот когда, наконец, возбудили уголовное дело, все заговорили о предстоящем громком процессе, о скандальных отставках и о «головах», которые полетят. Но ничего подобного не случилось. Выпустили пар и подсунули «стрелочника» Серова, которому присудили штраф в 150 тысяч рублей. И все.
А ведь даже в благополучные застойные годы правления Брежнева за хищения в особо крупных размерах (суммы были не очень велики) ставили к стенке. Если помните, был расстрелян знаменитый директор Елисеевского магазина, орденоносец и фронтовик, а также заместитель министра рыбной промышленности РСФСР. Очень показательный пример был в одном из фильмов сериала «Следствие ведут Знатоки». Там директор городской свалки, которого блестяще сыграл Георгий Менглет, своеобразно поздравил участников преступного сообщества. Он торжественно сообщил собравшимся подельникам, что результаты их деятельности перевалили черту, за которой им полагается высшая мера наказания. Тогда это привело расхитителей народных средств в шок.
Современным коррупционерам ничего подобного не грозит. Поэтому мы из года в год ремонтируем одни и те же дороги, перекладываем трубы, чиним крыши. Ведь если бы наши дороги делались по всем правилам и служили по десять лет, чиновники остались без денег. Мы могли бы стать свидетелями массовых самоубийств.
Давайте посмотрим на привычную ситуацию. Вот городская улица, например, Хрустальная. Положили год назад новый асфальт, а весной его не стало. Класть новый по гарантийным обязательствам еще вроде бы нельзя по погодным условиям. Заделывать ямы можно только методом литого бетона. А такая возможность есть только у муниципального предприятия МУП ЖЭК. Мы латаем дырки за счет бюджета, а недобросовестный подрядчик — в стороне.
В той же Финляндии, если такое случится, подрядчику выставят приличный счет за произведенные муниципальным предприятием работы. А вот у нас… Почему-то сразу рисуются коррупционные схемы.
Или вот, микрорайон «Радужный». Дома по улице Цветочной сдали два года назад. Тогда же или чуть раньше были проложены коммуникации теплоцентрали. Этой осенью разрыли все дворы и заново меняют трубы. Каким образом они могли полностью сгнить за два года? Или их сделали из бумаги? Или положили уже бывшие в употреблении, как в Питере? И что это, если не коррупция? Спросите, кто за это ответил? А никто!
Просто это коррупция. Просто мы так живем. Это в порядке вещей.
Вместо послесловия
В детстве наши папы мечтали стать летчиками. Мы сами хотели быть космонавтами. Наши дети в начале 90-х видели себя в образе бандита. Нынешнее поколение, наши внуки предпочитают карьеру чиновника. По данным социологов, желающих встать именно на эту стезю оказалось почти 70 процентов! Чем же так привлекает молодых людей чиновничье кресло? Лично я догадываюсь. А вы?
Дмитрий Фадеев