Позднюю осень многие считают депрессивным периодом. Световой день очень короткий. Небо затянуто сплошными темными облаками, наплывающими на крыши домов. Солнце не появляется неделями. На дворе серо и промозгло. А кругом — грязь! Грязные дороги, грязные машины, грязные тротуары, подъезды зданий и обувь на ногах. И настроение соответствующее. Одним словом — депрессуха.
Но бывая за границами Отечества, невольно убеждаешься, что межсезонная грязища — явление исключительно российское, более того — нами же и порожденное. Никогда не забуду, какие чувства и эмоции ощутил, впервые оказавшись в конце 80-х годов в Западной Германии в городе-побратиме Оснабрюке. Был январь со всеми вытекающими в буквальном смысле «прелестями» европейской зимы: серые тучи, беспрерывный дождь и пронизывающий ветер. Но при этом на улицах абсолютная чистота. И я ничуть не преувеличиваю. Представьте, когда мы заходили в помещение, хозяева просили не снимать обувь, а проходить в комнаты. На ворсистых белоснежных коврах не оставалось никаких следов грязи, а наши ботинки были совершенно чистыми и сухими.
Трудно поверить, но и автомобили на городских улицах также выглядели девственно чистыми. Одна дама из нашей делегации не выдержала и поинтересовалась у руководителя принимающей стороны: почему, несмотря на дождь, машины такие чистые? Тот в свою очередь тоже удивился вопросу и ответил с обескураживающей простотой: «А потому что дождь!»
Все правильно, так должно и быть. Раз идет дождь, значит, он, как душ, смывает всю пыль (понятие «грязь» к европейским городам не подходит по определению) и, соответственно, машины, улицы, дома становятся только чище. Там нет луж, поскольку правильно соблюдены уклоны дорог и тротуаров. Ливневые стоки работают безупречно. К тому же в тамошних городах нет улиц и даже примыкающих к ним проездов с грунтовым покрытием, поэтому на дороги не попадает грязь с колес. Кстати, если с какой-то стройплощадки на асфальт выезжает грузовик, то его водитель обязан предварительно смыть грязь с колес. А вот мокрые тротуары периодически обрабатываются спецтехникой с сухим паром. Потому, войдя с улицы в дом, можно смело шагать по коврам, не снимая обуви.
Нам это кажется фантастикой, а у них уже давно в порядке вещей. И так заведено не только у педантичных немцев, но и в Швеции, и в Финляндии… Кстати, в Скандинавии с приходом холодов и снега наступает самое красивое время — настоящая зимняя сказка. Красота действительно неописуемая. Финские городки превращаются в пасторальные картинки с ослепительной снежной белизной. Так и ждешь, что вот-вот из-за поворота вылетят сани с бородатым Дедом Морозом. Под стать сказочной чистоте и автомобили, и сами дороги.
А почему у нас не так? Почему наши зимы становятся бедствием для водителей и пешеходов? Почему это время не белоснежной феерии, а грязевых ванн и ежедневных посещений автомоек? Почему мы испытываем вместо новогоднего настроения депрессивное состояние?
Ответ всем хорошо известен. Мы сами превращаем наши города в кошмар, поливая улицы реагентами и посыпая их песко-соляной смесью. Словно по мановению волшебной палочки зимняя сказка превращается в реальность из грязи. На улицу не то что выходить, смотреть не хочется. Трескается и портится обувь, начинают гнить автомобили, а чиновники радостно рапортуют о высыпанных на дороги и тротуары сотнях тонн губительных смесей и реагентов. Воистину, страна дураков.
Между прочим, в пору моего детства, в 60-е годы, на улицах Калинина зимой было чисто. Дороги регулярно чистили грейдеры, а сугробы с обочин счищали снегоуборщики «Золотые ручки». Обработанную проезжую часть просто посыпали в меру необходимости песком. За состоянием тротуаров тщательно следили дворники. В центре лед скалывали до самого асфальта. Жители частного сектора сами разгребали от снега пешеходные дорожки и посыпали их золой. И всегда в городе было чисто и красиво, как на рождественских открытках.
Нынче мы прозябаем в грязи. И сдается мне, что кому-то это еще и очень выгодно, поскольку реально проследить и просчитать затраты на уборку городских улиц и магистралей очень трудно. Неудивительно, что вместо расчистки городских магистралей, коммунальщикам проще прогнать по дороге поливалку с реагентом. Глядишь, и растает неубранный снег, превратившись в грязную жижу. А мы, вздыхая, будем по-прежнему оплачивать из бюджета это безобразие.
Я неоднократно поднимал вопрос о пересмотре подхода к уборке улиц в зимний период и на страницах газеты, и на заседаниях городской Думы. Почему бы не использовать скандинавский опыт? Там уже очень давно не применяют соль и реагенты. Дороги и тротуары просто хорошо чистят и посыпают гранитной или мраморной крошкой. Проезжая и пешеходная зоны остаются чистыми и не скользкими. При этом не наносится ущерб экологии и здоровью людей. Да и реальные затраты окажутся ниже. Ведь крошка предполагает многократное использование. Весной ее собирают специальными пылесосами и в следующий сезон снова пускают в дело.
В Твери тоже имеется опыт применения гранитной крошки. Такую технологию несколько лет подряд применяет главный врач областной клинической больницы, депутат Заксобрания Сергей Козлов. Он добился не только образцового содержания огромной территории больничного городка, но и значительной экономии денежных средств.
Но нашим чиновникам все это не интересно. Это для них неприемлемо! Ведь это все равно, что рубить сук, на котором сидишь. Или рушить систему, позволяющую безнаказанно рубить… бюджетное бабло. И плевать, что родной город каждую зиму превращается в непролазную грязь. Плевать на красоту. Плевать на настроение людей.
Выхода нет. Депрессия.
Дмитрий Фадеев