Как бы мне хотелось, друзья мои, по старой доброй традиции начать наш разговор с анекдота. Но опять не получается. Приберегу на следующий раз. А сегодня позволю себе немного поплакаться вам на нашу незавидную журналистскую долю.
В последние годы к людям моей профессии все чаще приклеивают сомнительные ярлыки, да и само понятие «журналист» употребляют с негативным оттенком. Для многих мы и вовсе писаки, щелкоперы, журналюги. Конечно, в нашей профессии, как и в любой другой, хватает и безответственных, и корыстолюбивых, и бесталанных. Но подавляющее большинство моих коллег – люди, беззаветно преданные идеалам справедливости, добра, уважения к читателям. Они работают за очень скромные зарплаты. Сейчас удовлетворить свои материальные потребности в журналистике могут лишь единицы, получившие возможность вести авторские программы на центральном телевидении. А среднестатистический журналист – бессребреник, живущий проблемами простого народа, испытывающий на себе все прелести постоянного безденежья и бытовых неурядиц.
К сожалению, на местах нередко роль журналистов сведена до положения обслуживающего местных князьков персонала. И наши коллеги, зачастую, мирятся с такой ролью. Как говорят, деваться им в районе все равно некуда. Нет, я их нисколько не осуждаю. Каждый сам выбирает свой путь и линию поведения. Только помочь им обрести себя в профессии, как правило, уже невозможно. Я это еще полнее осознал, возглавив региональное отделение Союза журналистов России.
Слава богу, есть в нашем сообществе и другие люди: свободолюбивые, неугомонные, несгибаемые. Это журналисты с большой буквы. Они докапываются до сути проблем. У них обостренное чувство справедливости. Ради нее и ради правды они готовы рисковать, готовы жертвовать. Вспомните, друзья мои, сколько прекрасных ребят-журналистов погибло в Донбассе, в других горячих точках. Сколько моих коллег пало от рук наемных убийц! Листьев, Холодов, Гогнадзе… Скорбный список прирастает день ото дня.
Сегодня даже обычную информацию получать становится необычайно трудно. Официальные структуры, министерства и ведомства создают на пути свободного слова всевозможные барьеры. Они создают никому не нужные пресс-службы, аппараты по коммуникациям и связям с общественностью. Таковые работают даже в организациях, убирающих помойки и вывозящих дерьмо. Руководителям среднего и низшего звена запрещают общение с прессой, требуя направлять журналистские запросы в пресс-службы или муниципалитеты разных уровней. Впрочем, так называемые пресс-секретари и прочие советники реальной информацией вообще не обладают. Писать запросы с получением в ответ пустой отписки в обозримом будущем занятие для нас бесперспективное. Любая газета живет сегодняшним днем, сегодняшним положением дел, самой свежей информацией из первых рук. Если мы не получаем сведений от официальных источников, значит, приходится использовать альтернативные. Только тогда не надо чиновникам и управленцам обижаться на нашу необъективность. Вы сами этому способствуете.
Вот последний пример. Директор тверской школы №22 хамски повела себя по отношению к нашему корреспонденту, фактически выпроводила ее из здания школы. Сотрудница газеты действовала строго по закону и имела полное право по предъявлению удостоверения пройти в здание школы и получить необходимую информацию у руководства учебного заведения. А вот директор школы – госпожа Беляева грубо нарушила законодательство. Ее действия вполне подпадают под статью УК о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста. Смею заверить эту распоясавшуюся тетю и ей подобных хранительниц школьных тайн: мы намерены довести это дело до логического конца. Безмятежной жизни мы вам не обещаем. Вам придется пообщаться и со своим руководством, и с правоохранительными и с судебными органами. А главное, мы не оставим вас без своего пристального внимания. А оно вряд ли будет вызывать у вас позитивные эмоции.
На недавнем фестивале журналистов России, который проходил в Сочи, я, выступая перед коллегами, поднял эту проблему. Меня горячо поддержал присутствовавший на заседании председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике Леонид Левин. Леонид Леонидович отметил, что самый эффективный путь борьбы с чиновничьим произволом по отношению к СМИ, с их уловками, отписками и игрой в молчанку, вывод таких управленцев в публичную плоскость, на страницы газет, на экраны телевизоров. Наше право своим пером обнажить их перед людьми, заставить сбросить удобную скорлупу и стать доступными для общения.
Наши граждане имеют право на получение объективной и всесторонней информации. Для реализации этого права и работаем мы – журналисты. И вам, господа, придется нас уважать. Привыкайте.
Дмитрий Фадеев