Я часто задаю себе вопрос: «А в какой стране лучше жилось: в СССР или в нынешней России?» Скажу честно, однозначного ответа у меня нет. И это извечный спор нескольких поколений. Лишь в одном не приходится сомневаться — Родину свою мы беззаветно любили и тогда, любим и сейчас. Любим и гордимся ею. Правда, в советские времена поводов для гордости было все же побольше.
Почти тридцать лет прошло после развала СССР. Тридцать лет! Целая эпоха. Половина нынешнего населения России уже не застала те времена. Но мы-то живы и имеем возможность сравнивать.
Не знаю, как вы, а я так и не могу понять, какую страну мы все-таки построили? Почему в отличие от многих некогда третьеразрядных государств Россия так и не стала очередной ареной, где происходит экономическое чудо. Увы. У России, якобы, свой путь. Может и так. Только сдается мне, что мы сильно заплутали. Или леший какой нас водит по кругу?
Друзья мои, не ждите от меня ответов. Их действительно нет. Я просто делюсь с вами мыслями о наболевшем.
В воскресенье зашел в магазин и глазам не поверил. За день яйца подорожали на десятку, овощи-фрукты еще больше. Да к какой полке ни подойди — везде новые ценники. А сахарный песок и вовсе взлетел процентов на тридцать, как, впрочем, и растительное масло. Говорят, свекла не уродилась. Наверное. Только большую часть урожая с прибытком продали за границу, создав искусственный дефицит на внутреннем рынке. А пшеницы, наоборот, собрали очень много, но цены на хлеб все равно растут. Здесь, вероятно, как с нефтью: падают цены или растут, а бензин все одно дорожает.
Удивительно, но инфляция в стране остается на уровне 4 процентов. Она будет таковой, даже если стоимость продуктов в магазинах увеличится втрое. Это секреты нашей статистики, наверное, тоже лучшей в мире. А на все вопросы недоумевающих граждан по поводу роста цен, инфляции и прочих неприятностей всегда находится объяснение, связанное с «законами рынка», «свободной торговлей» и тому подобной ерундой. Но все это порождает и еще один очень важный вопрос: «А зачем нам в таком случае несметные армии чиновников?» Рынок сам и правила диктует, и отношения между всеми его участниками регулирует. К чему дополнительные регулировщики, да еще в таких невероятных количествах?
Когда был Советский Союз, мы всегда поражались существующему дублированию властных функций. Были одновременно исполкомы Советов всех уровней и были партийные органы — райкомы, обкомы и т.д. В 1991 году после упразднения КПСС все ожидали двойного сокращения управленческого аппарата и создания эффективной и стройной системы исполнительной власти. Но получилось, как всегда. Сейчас только в России чиновников в три раза больше, чем во всем бывшем СССР! Зато эффективность их деятельности многократно ниже.
На уровне областей, городов и районов ситуация и того пуще. Управленцев наплодили даже в крохотных административных центрах, создав две параллельных структуры власти — городскую и районную. Такое чувство возникает, что кроме чиновников никого в нашей глубинке не осталось.
А уж сколько их брата в областной столице! Идешь по центру Твери и диву даешься: целые кварталы из административных зданий — министерства, департаменты, управления… Чем управляют, что делают? Вот появилось, к примеру, министерство по туризму. Вокруг вся площадь машинами заставлена. Но что удивительно, министерство есть, а туризма нет! А в застойные годы все умещались в двух зданиях на Советской площади. Уже позднее обком партии перебрался в новые помещения. Короче говоря, и бюрократии было немного, и места всем хватало, и дело спорилось. А населения в области между тем было на треть больше.
Невольно задумываешься, где же столько денег найти, чтобы такую ораву управленцев прокормить? Ведь зарплаты этот народец получает не в пример учительским! И как тут не вспомнить великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, послужившего, кстати, на посту тверского вице-губернатора, и его поучительную сказку «Как один мужик двух генералов прокормил». Видно, не много принципиальных изменений в методах правления произошло у нас за полтора века. Как говорится, верны традициям.
На самом деле перегруженность, неконтролируемый рост административного аппарата — огромная проблема. Ее регулярно пытаются решать, но выходит все в точности до наоборот. Очередное сокращение штатов приводит к появлению новых структур. Чиновники в итоге не всегда понимают свои функции, дублируют другие ведомства, выдумывают ненужные справки, требуют второстепенную информацию. Порой это делается, чтобы обосновать свою необходимость. Но при этом реальная польза от их деятельности отсутствует. Впрочем, как и ответственность.
Мне довольно часто доводилось бывать за рубежом в городах-побратимах Твери. В гостях у бургомистра Оснабрюка я побывал еще в советские годы. Я знаком в общих чертах с работой мэрий городов Германии, Франции, Финляндии. Всегда поражался осведомленности, эрудиции, оперативности и эффективности тамошних чиновников. Но при этом их количество в разы меньше, чем у нас. В десятки раз! Вот только делается все по уму, а не через другое, более привычное для наших реалий, место.
Может быть, именно в этом кроется причина нашего бесконечного бега на месте, немотивированных решений, хаотичного и циничного роста цен и полного невмешательства властей в происходящие процессы. И тогда понятно, что антимонопольный комитет не занимается ценовой политикой, а министерство туризма — туризмом. Живем, как в старом советском анекдоте. Помните, гражданин, зайдя в мясной магазин, интересуется, есть ли у них в продаже рыба? «Нет, — говорят ему, — у нас нет мяса. А рыбы нет в рыбном».
Нет, я не занимаюсь злопыхательством, не пытаюсь охаивать власть и существующие порядки. В наших органах власти всех уровней полно умных, деловых и образованных людей. Но что-то мешает им раскрыться, расправить крылья. Я не знаю рецептов нашего эффективного возрождения. Просто, как обычный обыватель, как каждый из вас не могу не замечать зияющих недостатков и просчетов. Пишу и говорю об этом с болью в сердце. Ведь где бы ни побывал я за прожитые годы, нигде на земле нет места милее Родины. И хочется, чтобы стала она еще краше, еще крепче. Чтобы людям жилось на просторах российских, как в раю. Верю, что рано или поздно так и будет. Как писал Маяковский. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет!»
Дмитрий Фадеев