Он вернулся. Этот страшный ковид вновь накрыл наше жизненное пространство своим черным крылом. Взяв передышку на вторую половину лета, с приходом сентября вирус пошел в атаку с новыми силами. А мы, едва придя в себя, расслабились и пропустили удар.
Нет смысла оценивать развитие заболеваемости по данным статистики Роспотребнадзора. Во-первых, она сильно запаздывает, а во-вторых, мы все уже прекрасно знаем, как нужно считать. Реальность выглядит гораздо мрачнее, чем озвученные цифры. Только за последнюю ночь в больницы областного центра поступили десятки пациентов с коронавирусом. С понедельника закрылось на карантин одно из лучших среднеобразовательных учреждений области — тверская школа №17. Несколько педагогов оказались на больничной койке. Есть заболевшие и среди учащихся. Сразу пять школ вынуждены были приостановить занятия в Максатихинском районе. Там вообще сложилась тяжелейшая ситуация с ковидом. К сожалению, есть жертвы. Материал об этом вы прочитаете на соседней странице газеты.
Но это случаи уже с подтвержденным коронавирусом, кричащие, вопиющие. А ведь во многих школах Твери на карантин уже ушли целыми классами. Дети массово подхватывают инфекцию, но какую? Ответа на этот вопрос нет. Всем им ставят диагноз ОРВИ или ОРЗ, не делая при этом никаких тестов. А как почувствуют себя их родители, бабушки и дедушки? Узнаем уже на днях.
Но может быть стоит хотя бы выборочно протестировать заболевших школьников? Своевременно принятые меры наверняка позволят смягчить течение болезни у их взрослых родственников. Ведь никто не знает, в каких случаях причиной недомогания у подростков стала обычная респираторная инфекция, а где речь идет о ковиде.
Сейчас многие задаются вопросом: насколько мы готовы к новой волне пандемии? Будем ли повторять ошибки нынешней весны? Бесспорно то, что наши медики приобрели за прошедший период неоценимый опыт по борьбе с коронавирусом. Выработан определенный алгоритм действий по лечению заболевших, можно сказать даже о неких стандартах по применению лекарственных препаратов, по нейтрализации возникающих побочных эффектов после принятия сильнодействующих средств. Есть понимание вероятной вариативности развития болезни. Наши врачи научились действовать грамотно и эффективно. На их счету уже сотни, тысячи спасенных жизней. Низкий поклон медикам областной больницы — им приходится иметь дело с самыми тяжелыми пациентами. Многих вытаскивают буквально с того света.
Конечно, мы не забудем тех, кто ушел от нас, пораженный смертельной инфекцией. Наверное, у многих есть такой скорбный список из близких и знакомых людей. Поэтому мы так пристально следим за информацией, связанной с мерами по противодействию вирусу. Говоря о степени готовности нашей системы здравоохранения, понимаем, что по мере необходимости будут развернуты дополнительные ковидные госпитали. Привлечен обученный персонал. Есть в достатке и аппараты ИВЛ, и даже ЭКМО. Лечебные учреждения обеспечены средствами защиты и дезинфекции. Наконец, появляются новые лекарства от ковида, скоро начнется массовая вакцинация населения. Врачам и медперсоналу, работающим с инфицированными, выплачиваются президентские надбавки.
За всем этим стоит огромная работа многих тысяч людей: ученых, медиков, инженеров, сотрудников Роспотребнадзора… Мы обязаны признать, что на высоте оказались и органы власти — от Президента страны до работников местных администраций. Я не мог об этом не сказать, потому что это правда!
Но все ли ошибки, сделанные в период первой волны пандемии, учтены? Конечно же, нет. Мы продолжаем испытывать нехватку врачей первичного звена. А ведь именно от их оперативности и профессионализма зависит выявление инфицированных больных и в конечном счете успешность дальнейшего лечения. Если доктор придет по вызову к вам через два-три дня, драгоценное время будет упущено. Эффективность применения даже самых новейших и дорогостоящих препаратов против ковида подтверждается лишь при приеме в первый день болезни. В таких случаях пациент мог бы лечиться дома. А у нас чаще всего людей отправляют в больницы уже с наличием пневмонии. Из районов в Тверь везут и вовсе пациентов в терминальной стадии. И очень часто спасти таких больных уже нельзя.
Нерешенной остается еще одна большая проблема. Несмотря на все усилия, наши стационары по большому счету так и не смогли в полной мере вернуться к полноценному режиму работы с плановыми пациентами. Часть врачей и медсестер по-прежнему заняты в ковидных госпиталях. С другой стороны медики даже не скрывают, что до сих пор посещение больниц и поликлиник остается небезопасным. Нередко именно в этих случаях и происходят заражения инфекцией. Что уж говорить о длительных пребываниях в стационарах!
Я знаю немало печальных примеров среди своих знакомых, когда в больницах или поликлиниках подхватывали заразу их близкие. Сейчас пожилая родственница моих приятелей лежит в тяжелейшем состоянии на ИВЛ. Коронавирус она подцепила, находясь в отделении травматологии с переломом ноги. Заразилась от пациентки, которая лежала в палате по соседству с ней. Та женщина неожиданно скончалась, и наличие инфекции у нее определили только при вскрытии.
По словам главных врачей наших больниц, в стационары практически ежедневно попадают люди, у которых на фоне основного заболевания находят и ковид. Беда в том, что это происходит уже спустя несколько дней. А за это время могут заражаться другие пациенты, да и медперсонал. Проблема эта хорошо известна, но почему-то не решается. А выход прост: при поступлении больного в больницу необходимо делать экспресс-тесты на ковид. А в зависимости от результата определять маршрутизацию пациента. Возможно, есть смысл проводить тестирование и бригадами «Скорой помощи». Приемные отделения клиник должны быть соответствующим образом переоборудованы, чтобы так же не стать местом вероятного заражения пациентов.
Казалось бы, действительно все просто и понятно, но… Нужны дополнительные деньги. Ведь каждый тест стоит порядка двух тысяч. Нужны лаборанты. Да много чего нужно. И средства надо изыскать любой ценой. Никакая сумма не будет соизмерима с человеческой жизнью. Пока наши лечебные учреждения не станут безопасными, ни о какой нормальной медпомощи нечего и говорить. А значит, мы не сможем вовремя лечить свои болячки, проходить обследования, предупреждать обострения хронических заболеваний. Мы просто будем тихо загибаться.
Вот такие получаются расклады. Все в нашей жизни взаимосвязано, и наше благополучие, наше здоровье зависит от очень многих факторов. Надеюсь, власть отреагирует, и ситуация изменится к лучшему. И еще одно пожелание ко всем нашим гражданам. Друзья мои, не витайте в облаках. Вирус-убийца вернулся! Он опять пожирает наши жизни. Сейчас вся редакция «МВ» молится за жизнь нашего коллеги, сотрудника газеты. Уже долгое время он находится в больнице в тяжелом состоянии. Только сегодня стало известно, что, наконец, у него появились первые признаки улучшения…
Мы обязаны заботиться о здоровье людей, окружающих нас. Мы обязаны соблюдать меры предосторожности, социальную дистанцию, обязаны надевать маски и использовать дезинфицирующие средства. Мы обязаны быть дисциплинированными и не позволить этому проклятому вирусу забирать чьи-то жизни. Работу над ошибками должны сделать не только врачи и представители власти, но и мы сами.
Дмитрий Фадеев