Известный артист рассказал о съемках в новом сериале «Шакал» и поделился детскими и юношескими воспоминаниями.
Взять интервью у Андрея Смолякова — довольно сложная задача. Все дело в колоссальной занятости актера: он практически непрерывно находится на съемках. Сейчас в производстве — сразу пять фильмов, в которых задействован Смоляков. И один из них — детективный проект Первого канала «Шакал».
Это продолжение цикла историй о громких уголовных делах второй половины ХХ века, расследованием которых занимается опергруппа во главе с майором милиции Иваном Черкасовым. Именно на этих съемках нам и удалось пообщаться с Андреем Смоляковым. Мы постарались (насколько позволяло время в коротких перерывах между дублями) расспросить его не только о его герое, который за четыре года (со времен «Мосгаза») стал зрителям почти родным, но и о многом другом.
Сантименты
— В новых сериях, где ваш герой Иван Черкасов продолжает сражаться с преступностью, действие происходит в 1972 году. Сколько вам тогда было лет?
— Мне тогда было 14.
— Вы хорошо помните то время? Какие у вас с ним связаны воспоминания?
— Главное, что я могу вспомнить о том времени — оно для меня было счастливым. Хотя я и не испытываю какого-то чувства ностальгии по тем годам. Тебе 14 лет, ты счастливый и молодой, у тебя вся жизнь впереди… В 1972 году мы в первый раз поехали на сборы в город Николаев, и там провели полтора удивительных месяца (Андрей Смоляков занимался в секции легкой атлетики и входил в состав юношеской сборной родного Подольска по волейболу. – Прим. авт.) — после этого у меня был просто какой-то невероятный взлет моей спортивной формы. Что еще вспоминается? Ну, конечно, школа, девчонки, первые поцелуи — уже осознанные… Как такое можно забыть?! Это же юность, золотая пора!..
— А вы сейчас бываете в Подольске?
— Да, часто там бываю. В последний раз – совсем недавно. Получилась совершенно неожиданная для меня вещь, такой сюрприз судьбы, можно даже сказать — чудо. Нужно было снимать одну из сцен «Шакала», и для работы как раз был выбран город Подольск. И вот привозят меня – куда бы вы думали? — во двор того дома, к тому самому подъезду, куда меня привезли в 1958 году из роддома! Я вышел из машины — и глазам своим не верю, стою — не понимаю, как такое совпадение, как такое чудо возможно… Это было довольно неожиданно… Без сантиментов не обошлось, конечно…
— То есть, вы не знали, какое место выбрано для съемки?
— Я знал только, что съемка будет в Подольске. Ну, в Подольске и в Подольске, город же большой – мало ли где там будут снимать… Но я и предположить не мог, что меня привезут именно во двор моего детства. Там бабушки все помнят меня, тут же вышли на улицу …
— Подходили к вам?
— Да, конечно. Долгого общения не было — работали мы там плотно, каждая минута на счету была. Но они мне постоянно кричали, чей я сын…
Беспредел
— В заключительном сезоне с кем борется ваш герой?
— Кто вам сказал, что заключительный? Я бы не стал такое утверждать. Время покажет, будет продолжение или нет. Что касается нового сезона – то он вот о чем: в начале 70-х годов в криминальной среде наступает некий переходный период. В наших прошлых сезонах преступники все же соблюдали какой-то свой кодекс. А в новых сериях в стране начинается своего рода беспредел, всплеск преступности. Выросло поколение, которое не знало войны. У них уже другие жизненные установки, другие взгляды на многие вещи, другая психология. И когда мой герой сталкивается с этой рожденной новой волной преступности невероятной жестокостью и изощренностью — это для Черкасова в какой-то мере становится ударом, он не может этого принять ни разумом, ни душой. В результате с ним происходят своего рода внутренние метаморфозы. Он, как человек, который постоянно с этим сталкивается, оказывается в некоем душевном тупике.
— То есть, даже для него, человека, который многое повидал, все это сложно понять и пережить?
— Да. Даже для человека, который прошел войну, который видел и кровь, и смерть. Но когда в мирное время ты сталкиваешься с такими вещами, то это действительно приводит в ступор.
— «Оборотни в погонах» — тоже явление, которое берет начало из того времени?
— Да, это как раз время, когда в правоохранительных органах понятие чести и достоинства стало нивелироваться.
Личное
— Будет ли в новом сезоне как-то представлена личная жизнь майора Черкасова?
— Скажем так: морально-нравственный облик Черкасова может немного пострадать.
— Вы уже четвертый год снимаетесь в этом образе – наверное, уже успели с ним сродниться?
— Я с ним не то, чтобы сроднился, он — отдельная моя история, которую я рассказываю людям. Я привношу в нее все то, что считаю нужным. Еще на съемках «Мосгаза» мне было позволено самому создавать этот образ, формировать его. Так что в том, каким получился в итоге этот герой, есть и моя заслуга.
— Наверняка наделили его какими-то своими чертами характера?
— Наделил, но не скажу, какими — пусть это будет моим секретом.
— На кого еще, кроме вас, похож майор Иван Черкасов?
— Немного на американского актера Хамфри Богарта: у него мой герой позаимствовал шляпу, пальто с регланами. Мне показалось, что это поможет сделать образ более колоритным… Так или иначе, съемки — это игра, и она должна быть по возможности интересной…
Художник
— Вы потом пересматриваете фильмы, в которых снимались?
— Мне правду сказать?
— Да, конечно.
— Я еще не видел ни «Мосгаз», ни «Палач» полностью.
— Почему? У вас принцип такой – не смотреть свою работу?
— Нет, просто не получается. Это же надо сесть у телевизора и смотреть, не отрываясь. А на это нужно время найти, хотя бы несколько часов. Пока мне некогда. Но кусочками я видел, конечно. На озвучивании, или когда приходил после спектакля и заставал какие-то фрагменты по телевизору.
— А вообще вы свои фильмы смотрите?
— Я как художник: нарисовал — а дальше пусть люди смотрят. Ну, чего любоваться-то? Хотя художественные фильмы обычно смотрю. Потому что существуют премьеры и показы, и куда-то умудряешься все-таки попасть. Но вот, например, фильм «Учитель» (это было рабочее название киноленты, в прокат она выйдет, как «Домашняя война, или Заговорщики». — Прим. авт.), который снял режиссер Сергей Мокрицкий, я так до сих пор и не видел — в отличие от остальных в нашей съемочной группе. А мне про него уже многие рассказывали. Так тоже бывает.
Отдых
— Как отдыхаете при такой загруженности?
— По-разному. Все зависит от времени и от настроения. Могу с друзьями где-то посидеть, могу сходить поиграть в волейбол или боулинг. Люблю путешествовать. Бывал в разных странах — объездил практически весь мир, кроме Австралии. С удовольствием езжу и по России, у нас тоже много интересных мест. Мне нравится познавать другую жизнь, другой быт, другие обычаи.
— Супруга не обижается, что редко вас видит?
— Дарья сама часто бывает в разъездах (супруга актера — модельер Дарья Разумихина. – Прим. авт.). Может, видеться у нас получается не так часто, как хотелось бы. Но мы же живем в век информационных технологий, так что общаемся каждый день, используем все доступные способы связи – и аудио, и видео. Стараемся поддерживать друг друга во всем — это же важно в любом возрасте. Ну а путешествуем, конечно, обязательно вместе.
Валерия Хващевская