Актер играет легендарного разведчика в новом телевизионном проекте
О том, что кинокомпания Star Media начала работу над телесериалом «Зорге» по заказу Первого канала, стало известно еще в прошлом году, но попасть на площадку было практически невозможно. Кроме того, большая часть съемок этого увлекательного проекта проходила в Китае.
Сейчас же, когда группа переместилась в Москву, нам удалось своими глазами увидеть, как идет работа над проектом в Москве.
Режиссером киноленты стал Сергей Гинзбург. Заглавную роль — разведчика Рихарда Зорге — играет Александр Домогаров.
Токио-Москва
Все сегодняшние сцены будут сниматься в центре Москвы в историческом месте – особняке Стахеева. Кстати, интерьеры этого уникального дома позапрошлого века можно увидеть иногда в передаче «Битва экстрасенсов» — часть этой программы тоже снимают здесь. Но сегодня тут разместилось посольство Германии в Японии – события, о которых будет рассказано в снимаемых сегодня эпизодах, происходят в Токио. В течение суток тут должны снять сцены из разных лет — в частности, осень 1938 года, лето 1940-го, осень и зиму 1941 года.
Кстати, Сергей Гинзбург не только снимает – он играет еще и персонажа по имени Шлезингер. Это вымышленный герой.
Сегодня в сценах, кроме Гинзбурга, заняты Андрей Руденский, который исполняет роль немецкого военного и дипломатического деятеля Эйгена Отта, бывшего с весны 1938 по декабря 1942 года послом нацистской Германии в Японии. И, конечно же, Александр Домогаров – исполнитель роли Рихарда Зорге…
Разведчик
В основе проекта — жизнь и судьба легендарного разведчика, Героя Советского Союза Рихарда Зорге. Особое внимание уделяется периоду работы Зорге журналистом при посольстве Германии в Японии – уже резидента разведки с псевдонимом «Рамзай», вхожего в самые высокие политические и военные круги и имеющего доступ к секретной информации.
Он первым узнает о плане Гитлера напасть на Советский Союз и передает информацию в Москву. Однако его словам не придают должного значения. Пренебрегая правилами конспирации и подвергая себя смертельной опасности, Зорге шлет в Москву одну радиограмму за другой — но ему не верят. Более того: его настойчивость вызывает подозрения…
— Всегда, когда ты берешься за исторический проект, есть определенные опасения, — делится с нами Сергей Гинзбург. – Во-первых, надо быть предельно внимательным. В принципе, ведь художественный фильм — это не документальная реконструкция, не музейный экспонат. Это живое общение со зрителем на тему о Зорге. Но при этом мы стараемся быть максимально внимательны к деталям. И максимально объективны. Во-первых, мы опирались на исторические документы. Есть достаточное количество исследований Зорге, основанных на опубликованных материалах. Есть воспоминания людей, которые встречались с ним лично. Есть личный дневник разведчика. Но большинство документов о нем до сих пор засекречено. Рихард Зорге был легендарным сотрудником советской разведки. Но как ни странно, в Японии знают о Зорге больше, чем у нас. И на мой вопрос к японцам: собственно говоря, почему вы так его почитаете — они ответили однозначно: «Зорге — наш национальный герой, он не допустил войны Японии с Советским Союзом». И сегодня за его могилой, которая находится на кладбище Тама в Токио, ухаживают и японцы, и наши ветераны военной разведки. Во время подготовки к проекту я разговаривал с замечательным человеком — генерал-полковником Владимиром Макаровичем Измайловым, председателем Совета ветеранов военной разведки, с генерал-лейтенантом Юрием Аршамовичем Бабаянцем, с людьми из архива военной разведки… И убедился, что наши сотрудники ГРУ очень трепетно относятся к этой фигуре и чтут его. Наверное, у них в засекреченных архивах есть такая правда о Зорге, которая нам пока недоступна. Но если люди, имеющие доступ к секретным материалам, закрытым для исследователей, с таким почтением к нему относятся — значит, его личность и его подвиги достойны высочайшего уважения.
Китай
Съемочной группе Star Media на несколько месяцев пришлось переехать в Китай. В Шанхае были выстроены декорации предвоенного и военного Токио.
— Я еще до проекта «Зорге» несколько раз бывал на съемках в Китае, — рассказал нам Андрей Руденский. – Меня покорили местные киностудии. Там выстроены потрясающие по колориту места. Там есть части кварталов современного Токио, старого Токио, уголки старинного и нынешнего Китая — пагоды, трамвайные пути… Есть Нью-Йорк 30-х годов прошлого века и многое другое. И это не разрисованные картонные или фанерные фасады домов, состоящие из одной стены, подпертой бревнами. Это полноценные дома: с небольшими комнатами и огромными залами, с фойе и кабинетами, и так далее – снимай, не хочу! Помимо этих натурных декораций, есть огромные склады — одни ломятся от мебели всевозможных стилей, другие забиты всевозможным реквизитом всех времен и народов. Гаражи заполнены феноменальным количеством автомобилей всех эпох. Это поражает! Там Голливуд давно снимает свои фильмы, а теперь вот и мы воспользовались всем этим богатством.
Факты
Отдельно стоит рассказать об интересных моментах, связанных со съемками.
— Проект сначала планировали снимать частично на немецком языке, но потом все же от этой идеи отказались. И то, что по сценарию говорится на немецком – в фильме будет звучать на русском, а вот по-японски будут говорить на японском, а русский будут делать дубляжом, – пояснил нам звукорежиссер Сергей Лозовой.
Большое внимание было уделено одежде того времени. Были, например, большие проблемы с формой японских полицейских. Япония всегда была достаточно закрытой страной, и сохранилось мало информации о том, как в конце 30-х — начале 40-х одевались полицейские. Так что художнику по костюмам Светлане Литвиновой пришлось провести целое исследование, чтобы выяснить, как сшить наряды для полицейских. Военную форму нацистской Германии брали из костюмерных кинокомпании Star Media. А вот автомобили на съемки в Москве пришлось арендовать из частных коллекций. Как нам рассказали, из гаражей их привозили на специальных платформах, но в кадре они все перемещаются самостоятельно. Сопровождались такие машины водителем и механиком, которые в случае необходимости могут и за руль сесть (в этом случае им выдается одежда), и оперативно починить возникшую неисправность.
Домогаров
Сергей Гинзбург нам рассказал, чем был обусловлен выбор именно Александра Домогарова на главную роль.
— Александр Домогаров — выдающийся артист, который прекрасно справится с любой ролью, — объяснил нам режиссер. – Но в данном случае важным было еще и внешнее сходство.
Как оказалось, Александр Домогаров не только глубоко изучил биографию своего персонажа, но даже встречался с ветеранами разведки, которых дотошно расспрашивал о Рихарде Зорге. Так что он сам теперь может многое рассказать о своем персонаже.
— Разговоры о моем участии в этом кинопроекте начались задолго до того, как был объявлен первый съемочный день, — рассказал нам Александр Домогаров. – Столько было разных домыслов! Самый нелепый — что я ушел из театра, уехал в Японию и остался там жить. А я на тот момент только-только сценарий прочитал! Даже не знаю, откуда что берется. Кстати, идея снять фильм об этом легендарном разведчике обсуждалась еще во время съемок фильма «Убить Сталина», который тоже режиссировал Сергей Гинзбург. Это было почти пять лет назад, но к съемкам мы приступили только в прошлом году. Мне нравится этот персонаж, он личность многогранная, с интересной судьбой. Зорге был асом разведки мирового уровня!
Не обойдется, конечно, и без любовной линии его персонажа.
В фильме, кроме выше–упомянутых, задействованы Виктория Исакова, Юлия Ауг, Андрей Леонов и многие другие. В картине появятся Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Климент Ворошилов и многие другие реальные исторические личности. Но есть и вымышленные образы — например, персонаж Сергея Гинзбурга.
Работа над проектом будет идти еще несколько месяцев. В эфир на Первом канале «Зорге» выйдет только в следующем году.
Валерия Хващевская