Народная артистка России Ирина Мирошниченко в особом представлении не нуждается. И хотя роли, сделавшие ее знаменитой – в далеком прошлом, но любовь миллионов россиян остается с ней навсегда. Это стало очевидно, когда артистка, сначала отметив свое 75-летие дома, в узком семейном кругу, пришла на творческий вечер в ее честь, устроенный на сцене театра Надежды Бабкиной «Русская песня».
Поздравить Ирину Петровну, кроме тысячи восторженных поклонников, пришли Лев Лещенко, Анжелика Варум, группа «На-На», Денис Майданов, Клара Новикова, Зураб Церетели и многие другие знаменитости. За музыкальное сопровождение в этот вечер отвечал знаменитый оркестр «Фонограф» под управлением Сергея Жилина.
Ведущим праздника стал Владимир Березин. Он зачитал поздравительные телеграммы от президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева с супругой. Сама же Ирина Мирошниченко не только принимала поздравления и подарки, но и пела, рассказывала трогательные истории из своей жизни, вспоминала о съемках в фильмах, ставших культовыми.
Праздник
Пока Ирина Мирошниченко готовилась к выходу, за кулисы к ней с поздравлениями нагрянули многочисленные звездные друзья и знакомые.
— Она красавица, потрясающая женщина и большой профессионал! — восхищалась юбиляршей ее подруга Клара Новикова. — Конечно, есть много молодых актрис, но у них нет харизмы. А у нее – есть. Жаль, что она сейчас не так много востребована в кино, но у нее много ролей в театре. Я поражаюсь ее оптимизму и умению брать на себя ответственность, работать без устали… Я хочу пожелать Ире, чтобы у нее всегда было желание что-то делать. Пока ты чего-то хочешь – ты жив!
Лев Лещенко вспомнил о том, что впервые спел дуэтом с Ириной Мирошниченко ровно 25 лет назад.
— Это был ее первый дуэт и первое выступление в качестве артистки эстрады, — говорит Лещенко.
Сама Ирина Мирошниченко уже чуть позже рассказала со сцены, что хотя она всегда боялась петь на сцене — с детства мечтала быть именно певицей.
Мама
Любовь к музыке Ирине Мирошниченко привила ее мама Екатерина Антоновна. Именно она повела маленькую Иру в школу при училище имени Гнесиных в класс скрипки.
— Тогда же я учила еще французский язык, — говорит Ирина Петровна. — Скрипка осталась в воспоминаниях, а французский — на всю жизнь.
Именно на этом языке мечтала петь Ирина Мирошниченко…
— Мама уже тяжело болела и лежала в больнице, — вспоминает артистка. — Я пришла к ней и сказала: «Мама, я сейчас готовлюсь к концерту и буду исполнять песню на французском фестивале, который пройдет на Красной площади». И я стала ей тихонько напевать «Comme toi» («Как ты» с французского. – Прим. авт.)… Она заснула… А через три дня мамы не стало. А мое выступление должно было состояться на следующий день. Отменить уже ничего нельзя было. И я вышла со слезами на глазах и стала петь эту песню. Она была совсем о другом — о девочке, которую сожгли в печах немцы. Но я ее пела о своей маме…
Комплимент
О маме Ирины Мирошниченко вспомнил и Иосиф Кобзон, который прислал видеопоздравление. Их семьи дружили. Лично артист приехать не мог, так как у него в этот день были запланированы гастроли.
— Быть актрисой – это наследственное, — сказал в поздравлении Иосиф Давыдович. – Твоя мама занималась мирной профессией массовика-затейника. Сегодня уже и не знают, что это такое. Екатерина Антоновна почти до последних дней работала, чтобы нести людям радость. И любовь эту к людям передала тебе. Ты была и остаешься неземной красавицей…
Ирина Петровна не могла не ответить на такое лестное поздравление.
— Мама как-то сказала: «Если меня не будет, то знай, тебе может помочь в жизни только один человек — Иосиф Кобзон», — призналась актриса. — Я даже не понимала, почему она мне это говорит. А потом, видя, как Кобзон живет, как людям помогает, я это поняла, все для меня прояснилось. Более сердечного и ответственного человека, который всегда подставит плечо, просто нет на свете.
Кино
…На сцену поднялся режиссер фильмов «Легенда № 17» и «Экипаж» Николай Лебедев и сделал неожиданное признание.
— Это было довольно давно, — начал свой рассказ режиссер. — Я мечтал работать в кино, и в этот момент мне предложили снять клип Ирины Петровны Мирошниченко. Я мечтал с ней поработать, с удовольствием ответил «да» и радостно набрал ее номер. А она была сдержана и сказала: «Наверняка вы талантливый человек, но поймите, я хочу, чтобы мой клип снимал Федор Бондарчук». Мне нечем было крыть. Федор в тот момент был уже очень известным клипмейкером. Но Ирина Мирошниченко все же сжалилась и сказала: «Принесите свои работы, я посмотрю». Положение было безвыходное, как в фильмах Хичкока. Дело в том, что в тот момент у меня за плечами был всего лишь один получасовой мистический триллер. И ни одного видеоклипа. И пугать триллером прекрасную актрису мне не хотелось. Выручил меня, как ни странно, Федор Бондарчук. Он сказал: вот, мол, кассета с моими видео — можешь отнести ее Мирошниченко. Сам он в тот момент был очень занят, и работать с Ириной Петровной не мог. И положение стало еще сложнее. С одной стороны, моя совесть говорила: «Так нельзя!» С другой стороны – моя любовь к актрисе говорила: «Давай, вперед!» И вторая сторона все же перевесила. Я, краснея и бледнея, принес чужую кассету Ирине Мирошниченко. Через пару дней я — дрожащей рукой, сгорая от стыда – набрал ее номер. Ирина Петровна сказала: «Вы талантливый человек. Но поймите: я хочу, чтобы этот клип снимал Федор Бондарчук!» С тех пор у меня так и осталась мечта встретиться с Ириной Мирошниченко на съемочной площадке. И я очень надеюсь, что мы все же сможем осуществить эту мечту.
Юбилейный вечер закончился уже после полуночи. Приняв все поздравления, Ирина Мирошниченко сказала:
— Я счастлива, что стою сегодня на сцене и радуюсь вместе с вами. Но на этом мой юбилей не завершается. Уже в сентябре я снова буду отмечать праздник, но на сцене родного театра — МХТ имени Чехова, в котором служу уже много лет.
Валерия Хващевская