В нынешнем году отмечается 70-летие со дня рождения Олега Янковского.
А главным событием на торжественной церемонии закрытия XIV фестиваля искусств «Черешневый лес» вот уже в пятый раз становится вручение премии имени этого выдающегося актера. В нынешнем году оно проходило в театре «Ленком», где до последнего дня служил Олег Иванович. Даже будучи серьезно больным, он в последний раз поднялся на сцену, чтобы проститься со своими зрителями. После того, как Янковского не стало, друзья и коллеги учредили премию «Творческое открытие», которая носит имя любимого миллионами зрителей артиста. Она ежегодно вручается самым выдающимся людям искусства, спорта и политики.
На премию «Творческое открытие» пришел весь цвет российского театра и кино: Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Александр Збруев, Олег Табаков, Станислав Любшин, Валерий Тодоровский, Константин Хабенский, Александра Захарова и многие другие.
— Мы счастливы, что сегодня у нас собралось такое блистательное общество, – обратился к залу художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров. – Весь наш коллектив благодарит судьбу за то, что нам был послан этот человек. Олег приехал к нам из Саратова, и он очень быстро вышел за пределы театра и стал национальным достоянием. Я благодарен и устроителям этого мероприятия, и, прежде всего — главному «лесничему» «Черешневого леса» Михаилу Куснировичу.
Память
В феврале нынешнего года Олег Янковский отметил бы 70-летний юбилей. Перед тем, как вручить награды его имени, собравшимся показали фильм об актере, который снял сын — режиссер Филипп Янковский.
— Меня раздирают противоречивые чувства: пять лет назад на этой сцене я прощался с отцом, а сейчас мне нужно найти в себе силы, чтобы говорить какие-то слова о нем, – сказал Филипп. — Мой отец был скромным человеком. В последние дни его жизни он мне сказал: «Филипп, я хочу, чтобы память обо мне осталась через мои фильмы». Я думал об этом все эти годы, и с друзьями отца мы решили создать картину в память о нем…
Альбом
В зале погас свет — и на экране появился Олег Иванович, его родные, друзья… Для съемок этого фильма Филипп впервые взял фотографии из семейного альбома.
— Это я, совсем маленький, с отцом у прудика, который находится на территории «Мосфильма», — рассказывает Филипп. – А это я жду его у волгоградского театра, куда папа ездил на гастроли. А вот он со своим средним братом Николаем…
— В жизни мой брат был очень простой, – рассказывает в фильме Николай Иванович. — Но когда он выходил на сцену — я уже видел не его, а знаменитого актера…
Филипп с экрана показывает другой снимок – на нем Олег Иванович запечатлен с любимыми внуками: Иваном и Лизой. Их ему подарила невестка – актриса Оксана Фандера.
— Когда я был маленьким, мы часто сидели с дедушкой вдвоем, — рассказывает Иван Янковский. — Он молчал, и я молчал. И в этом молчании нам вдвоем было хорошо. А еще я помню, что он забирал нас с Лизой на выходные, и мы вместе проводили время в музеях, в кино… Дед говорил, что сначала должна быть духовная жизнь, а развлечения – потом…
— Олежку мы все с его 42 лет называли дедом, — рассказывает в фильме друг актера Леонид Ярмольник. — И объяснение этому было простое: в этом возрасте у него появился внук Ванька…
Приколисты
Друзья актера вспоминали о его особом чувстве юмора.
— Янковский и Абдулов очень симпатично общались и очень серьезно, – вспоминает Марк Захаров. – Янковский иногда так заявлял Абдулову: «Я старше тебя намного, ты мне будешь мешать в карьере, поэтому я будут стараться тебя из театра с помощью интриг как-то выжить…». И вот однажды прибегает ко мне заплаканная дочь (актриса театра «Ленком» Александра Захарова. – Н.К.) и говорит: «Олег Иванович хочет Александра Гавриловича сжить со свету!» А я говорю ей: «Сашенька, не волнуйся — это они оттачивают свое комедийное мастерство…».
Черешни
Удивительную историю рассказал Леонид Ярмольник:
— У меня есть необыкновенная фотография Олега Ивановича. Она висит у меня дома – в рамочке на стене. На ней есть надпись: «Леня, это самое дорогое, что я могу тебе подарить. Олег Янковский». В ее жизни есть что-то мистическое, и я наблюдаю за ней вот уже несколько лет. Фотографию сделали на съемках фильма «Тот самый Мюнхгаузен», где Олег Иванович был необыкновенно хорош – в белой старинной рубахе. Так вот, эта фотография все светлеет и светлеет, уже почти слилась с фоном белая рубашка… Но все еще видны глаза Олега. Я вижу, как он уходит…
— Когда я смотрю фильмы, в которых играет Янковский — ловлю себя на мысли, что обращаюсь к нему с просьбой: «Не уходи, еще останься, еще поулыбайся, еще прищурься…», — призналась художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек.
В заключительной части вечера состоялось награждение лауреатов премии «Творческое открытие-2014». Победителям вручили статуэтки в форме черешни, сделанные из драгоценного муранского стекла ярко-красного цвета, на каждой из которой выгравирован автограф Олега Янковского. В этот раз лучшими из лучших стали актеры Данила Козловский, Виктор Сухоруков, Александра Захарова, Игнеборга Дапкунайте…
Дар
У Янковского был редкий артистический талант. И это сразу же ощущала и многомиллионная аудитория через телеэкран, те, кому посчастливилось побывать на спектаклях с участием Олега Ивановича, и его коллеги.
-У него был редкий дар играть, – признает Олег Меньшиков. – Надел береточку – и вот он герой из фильма «Влюблен по собственному желанию», свитерок надел – «Полеты во сне и наяву». Вот это – его способность перетекать в другой персонаж, в другую эпоху, в другое время… Причем я не думаю, что он сильно напрягался по этому поводу, и из-за этого у него все очень блистательно получалось – он не рвал жил на себе. То, как существует Янковский в кадре, мог делать только он один…
— Он никогда не снимался в рекламе, уже все наши знаменитые актеры снялись, а он нет, – говорит режиссер Валерий Тодоровский. – Я говорю ему: «Ну а что такого? Пойти, сняться… Ну, кто может стоить дороже Янковского?» А он мне: «Когда голод — да. Но когда голода нет — лучше я пропущу…» Он считал, что то лицо, которым он обладал, должно участвовать только в художественных произведениях.
Как замечает Марк Захаров, и в фильм к Андрею Тарковскому «Ностальгия», который в 1983 году был отмечен на Каннском кинофестивале, Янковский попал потому, что был похож на отца знаменитого режиссера:
— Обладая таким «счастливым лицом», он напоминал и наших близких родственников и мог быть и председателем колхоза, и царем Николаем Вторым. Он был похож на всех сразу…
Наталья Колобова